Исследования первых учеников К. Левина (Ф. Хоппе, Ю. Дж. Френк, М. Юкнат, П. Сирз) дали ему основания говорить и о влиянии некоторых личностных детерминант на уровень притязаний, важнейшими из которых он называл мотивацию и самооценку [16, С.36].
Главной личностной детерминантой уровня притязаний большинством исследователей этого феномена признается мотивация, действующая, по нашему мнению, в комплексе с другими личностными и социально-психологическими факторами, составляющими в совокупности «психологическое поле» личности. Приоритет в анализе влияния мотивации на уровень притязаний принадлежит Дж. Френку, который экспериментально установил три мотива определяющих постановку целей:
1) потребность удерживать притязания на большей высоте;
2) ставить цели, близкие к реальному исполнению;
3) избегать неудачу.
Эти потребности, по утверждению Дж. Френка, формируют стабильный характер целеобразования личности в разных видах деятельности и соответствуют «парению в облаках», трезвому реализму и осторожности. Усиление одного из мотивационных воздействий вызывает отклонение уровня притязаний.
В отечественной психологии важная роль мотивов в формировании уровня притязаний выявлена многими авторами. Так, М. С. Неймарк утверждает, что на уровень притязания пятиклассников (в искусственном эксперименте) очень сильно влияет мотив самоутверждения [4, С.86]. В. Г. Маралов считает, что связь мотивации с уровнем притязаний «проявляется как в процессах целеобразования, так и в процессе достижения принятой или поставленной цели». Важным для понимания формирования уровня притязаний является мнение Л. И. Божович, что сами мотивы в ходе деятельности, претерпевают существенные изменения и вывод В. К. Калина о том, что у студентов в трудные периоды работы уровень притязаний сам начинает выполнять функцию мотива [4, С. 93].
Было проведено много исследований, касающихся влияния притязаний на успех-неуспех в профессиональной сфере. В исследовании Т.Тивана и Б.Смита постулируется мысль о том, что люди с высокой боязнью неудачи и с низкой потребностью в достижении имеют низкие профессиональные притязания и низкий профессиональный престиж [4, С.97].
В рамках исследований притязаний как показателей мотивации достижения изучалась связь профессиональных целей, собственных установок с параметрами достижения (экспертными статусом, достижением независимости, жадностью, соперничеством, отношением превосходства, статусом равенства).
Изучались также влияние успеха и неудачи на уровень притязаний и внутренние позиции. В исследовании Стейсел и Коэна обнаружено, что при нескольких неудачах в решении задач (арифметических, у студентов) уровень притязаний возрастает (делается попытка решить более сложные задания) и сокращается время на его решение (студент старается быстрее выполнить задание). Это не происходит при слабых неуспехах. В другом исследовании определялось, как влияет успех, неудача в решении достиженческих задач (которые выдавались за задания на индивидуальные способности) на испытуемых. Было установлено, что при успехе изменяется в позитивную сторону самоуважение, повышается эгоцентризм. При неудаче отмечалось снижение самоуважения, социального интереса, властных амбиций [33, С.68].
Исследовались отношения уровня притязаний со свойствами личности (тревожность), темперамента (эмоциональная устойчивость). Я. Рейковский установил, что занижение уровня притязаний характерно для так называемых перестраховщиков, отличающихся меньшей эмоциональной устойчивостью, нежели люди, избирающие цели на уровне фактического выполнения. Такую позицию (перестраховщика) определяет эмоция тревоги: ситуативной или пролонгированной. В исследовании А.Н.Капустина (1980) обнаружено, что индивиды с сильной нервной системой обладают высоким и адекватным или завышенным уровнем притязаний, испытуемые со слабой нервной системой проявляют склонность к занижению притязаний [4, С.67].
Эмоции оказывают большое влияние на поведение индивида в ситуации неуспеха. В работе И.А.Васильева отмечается, что в случае неуспеха изменяется стратегия решения задачи: люди, ориентированные на состояние, вследствие переживания негативных эмоций, склонны в дальнейшем решать задачи последовательно — аналитически (что, по экспериментальным данным автора, менее эффективно); у людей, ориентированных на действие, не происходит переживания негативных эмоций, их стратегия решения задач является целостно-интуитивной, направленной на выявление смыслового контекста, схватывание общего замысла нахождения решения [4, С.72].
Похожие публикации:
Речевая подстройка и пристройка к языку тела как способы эффективного
убеждения
Приближаясь к языку объекта, отражая своей речью его речь, мы облегчаем установление психологического контакта. При этом нужно иметь в виду три основных индивидуальных стиля образного мышления, отражающиеся в речи: кинестетический, визуал ...
Адаптация, понятие и структура
Адаптивная потребность – это такое состояние личности, когда она испытывает нужду в познании новой среды и установлении с ней оптимальных, комфортных отношений. / «Дополнительное образование», 2003, № 5, с.13-16/
Понятие «адаптация» обоз ...
Организационные формы обучения в ВУЗе
Если иметь в виду особенности организации обучения на макроуровне, то выделяются следующие его формы.
Очная форма обучения (иногда ее называют дневной, но такое привязывание обучения ко времени суток становится все менее оправданным). Об ...
Навигация