За счет чего организм повышает свою устойчивость к повторному воздействию? Во-первых, используются функциональные резервы, но организм в этом случае работает с большим напряжением, чем в нормальных условиях. А во-вторых, происходят структурные перестройки. Если, например, под влиянием внешнего воздействия погибли клетки или разрушились внутриклеточные структуры в каких-то органах и тканях, то первоочередной задачей организма становится не только максимально возможное восстановление этих повреждений к моменту повторного воздействия, но и создание определенного «запаса прочности».
Таким образом, отражая атаки внешней среды, организм животных и человека формирует сначала реакцию тревоги, а через сутки – реакцию ожидания. Если внешнее воздействие имеет суточную периодичность, то возникающая на следующие сутки под его влиянием реакция тревоги формируется уже на фоне реакции ожидания, образуя смесь реакций тревоги и ожидания.
Восстановительные процессы, характерные для реакции ожидания, день ото дня будут уменьшать изменения, происходящие во время реакции тревоги. Да и в самой реакции ожидания постепенно меняется соотношение функциональных и структурных компонентов: если в первые дни она строится в основном за счет простого повышения активности, работоспособности органов и тканей, принимающих участие в адаптации организма, то в последующем все большее значение приобретают структурные перестройки.
В зависимости от интенсивности внешнего воздействия все реакции организма можно условно разделить на три стадии [13, с.418].
На первой стадии адаптационный процесс осуществляется за счет повышения функциональной активности органов и тканей, принимающих участие в данном процессе. Существенных структурных перестроек не происходит. Так организм реагирует на слабое внешнее воздействие. Увеличение его интенсивности сопровождается переходом реакции ожидания во вторую стадию – адаптация осуществляется уже в основном за счет структурных перестроек, что и повышает резервные возможности организма (кстати, на этом базируется тренировка организма к различным физическим и химическим воздействиям). Переход в третью стадию обусловливается дальнейшим повышением интенсивности внешнего воздействия. Структурные перестройки уже не в состоянии помочь органам и тканям, и им приходится функционировать с перенапряжением. Но такое состояние не может долго продолжаться. Истощение компенсаторных механизмов ведет к развитию заболеваний и, в конечном счете, к гибели организма.
Как свидетельствуют клиническая практика и экспериментальные данные, даже слабые раздражители такого рода или же частные сбои суточного стереотипа ведут к истощению нервной системы [13, с.419].
Все органы и ткани, их клетки и внутриклеточные образования принимают участие в различных системах, формирующихся в ответ на различные внешние воздействия. Однако способы взаимодействия и требования, предъявляемые всякий раз к каждому из элементов, будут разными. Например, обнаружено, что физические упражнения повышают устойчивость организма как к повышенной, так и к пониженной температуре окружающей среды, причем у организмов, приспособленных к повышенной температуре окружающей среды, устойчивость к низкой не увеличивается, а повышенная устойчивость организма к низкой температуре не способствует улучшению переносимости высокой: отклонение температуры окружающей среды в одну сторону от оптимальной активизирует одни защитные механизмы, а в другую – совершенно иные, ничего общего не имеющие с первыми.
Похожие публикации:
Характеристика подхода и личность автора
Гарри Стек Салливан – создатель новой идеи, известной как «межличностная теория психиатрии». Ее главный принцип заключается в следующем: личность – это «относительно устойчивый рисунок периодически возникающих межличностных ситуаций, хара ...
Установки преподавателя и стили педагогического общения
Важнейшим фактором, определяющим эффективность педагогического общения, является тип установки педагога. Под установкой имеется в виду готовность реагировать определенным образом в однотипной ситуации. Самому носителю собственные установк ...
В чем состоят два философских понимания психики
Психика есть свойство высокоорганизованной материи, субъективное отражение объективного мира, необходимое человеку (или животному) для активной деятельности и управления своим поведением.
Психика - субъективный внутренний мир человека, о ...
Навигация