Альфред Адлер также считал ранние воспоминания крайне важными. Он соглашался с Фрейдом в том, что неважно, соответствуют ли они реальным фактам или нет. Однако Адлер фокусировался на анализе тем или сюжетов, представленных в манифестном содержании. Он рассматривал память скорее как конструкцию, чем репродукцию. По его мнению, воспоминания сконструированы для поддержания существующих аттитюдов и предубеждений. Ранние воспоминания представляются наиболее значимыми воспоминаниями, поскольку они имеют тесное отношение к созданию индивидуальной системы координат для организации, интерпретации и действий относительно окружающей среды. Адлер говорил, что ранние воспоминания отражают перцептивную систему, в рамках которой индивидуум интерпретирует свой текущий опыт существования.
Метод анализа ранних детских воспоминаний А. Адлер считал самым главным в числе основных источников изучения личности. Он писал: "Каждое воспоминание, каким бы тривиальным оно ни казалось человеку, представляет для него что-то достопамятное. Оно говорит ему: "Вот что ты должен ожидать", или "Вот что такое жизнь" . Само по себе событие не так важно, как тот факт, что именно это переживание настойчиво сохраняется в памяти и используется для кристаллизации того значения, которое придается жизни. Каждое воспоминание - это напоминание". (Адлер А., 1997, с. 19) А. Адлер рассматривает ранние воспоминания в контексте понятия "стиля жизни", которое в его теории занимает одну из главных ролей. Стиль жизни - это тот уникальный способ, который выбирает человек для реализации своих жизненных целей. Это интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с ней. А. Адлер говорит: "Стиль жизни - это единство, он сформировался в процессе преодоления трудностей пережитых в детстве, и основывается на стремлении к цели" (там же, с. 72).
В рамках этого стиля жизни каждый человек создает субъективное представление о себе и о мире, которое А.Адлер назвал схемой апперцепции и которое детерминирует поведение человека. Схема апперцепции, как правило, обладает способностью самоподтверждения, или самоусиления. Например, изначальное переживание человеком страха приведет к тому, что окружающая ситуация, с которой он вступит в контакт будет восприниматься им как еще более угрожающая.
Таким образом, уяснив значение стиля жизни для человека, обратимся к теме ранних воспоминаний, которые являются, по мнению А. Адлера, наиболее важным средством его понимания. Обращение к прошлому через воспоминания детства лучше любого другого способа позволяет восстановить ранний стиль жизни, который А. Адлер называет прототипом - и который является ядром стиля жизни. Ранние воспоминания человека позволяют увидеть ту часть прототипа, которая действует в сегодняшней его жизни. Индивидуальный стиль жизни определяется, по крайней мере в ядерной форме, к пяти годам. Согласно А. Адлеру, основа установок остается неизменной, хотя их выражение в последующей жизни часто совершенно изменяется; несмотря на это, во всех ситуациях мы обнаруживаем того же человека, ту же личность, то же психическое единство. Ранние воспоминания "больше похожи на отпечатки того, что произошло, и того, какое это получило развитие. Они показывают движение к цели и то, какие для этого преодолевались препятствия. Они раскрывают, почему человека стала привлекать одна сторона жизни больше, чем другая" (там же, с.91).
Согласно теории А. Адлера, "несчастливым переживаниям детства могут быть даны самые противоположные значения. Никакие пережитые события не могут быть причиной успеха или неудачи. Мы не страдаем от шока случившегося с нами — травм, - но мы творим из них то, что соответствует нашим целям. Мы самоопределяемся теми значениями, которые мы придаем происходящему с нами" (там же, с. 14). По мнению А. Адлера, для психологических целей безразлично, является ли воспоминание, которое человек считает первым, действительно самым ранним событием, которое он может вспомнить. Ранние детские воспоминания важны только в той мере, в какой они за таковые принимаются: их значение - в их интерпретации и в их способности переносить что-то в настоящую и будущую жизнь.
Похожие публикации:
Выделение сознания как критерия психики
Р. Декарт (1596-1650) приходит к выводу о полнейшем различии, существующем между душой человека и его телом: тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. Однако душа способна производить в теле движения. Это противоречивое ...
Основные положения системного подхода
Семья — открытая, развивающаяся система, в которой равновесие поддерживается благодаря постоянному переходу от гомеостаза к изменениям.
Наша жизнь протекает в широкой иерархии взаимодействующих систем (от молекулярного уровня до систем к ...
Естественнонаучные основы психологии
На различных участках экспериментальной работы (Бебер, Фехнер, Дондерс, Гельмгольц, Пфлюгер и многие другие) складывались представления об особых закономерностях и факторах, отличных и от физиологических, и от тех, которые относились к пс ...
Навигация