В профилактике пограничных нервно-психических расстройств решающую роль играют социально-экономические условия жизнедеятельности человека, гармоническое сочетание общественного и индивидуального здоровья, представляет собой главную предпосылку для достижения личностью ее общественных и индивидуальных идеалов и целей, для повышения производительности труда, творческого долголетия. Профилактика психических заболеваний наиболее полно раскрывается в психогигиене.
Представление о неврозах как о психогенных расстройствах объясняет адекватность использования различных техник психотерапии, дифференцированных в соответствии с тем или иным типом расстройства [16, с. 288-290].
В системе профилактики, прежде всего, следует добиваться предупреждения выраженных невротических реакций у практически здоровых лиц, которые, как ранее показано, служат почвой для развития неврозов и других форм пограничных расстройств. При этом предупредительные меры не должны быть грубо прямолинейными и традиционно поучительными. Предупреждение невротических расстройств не сводится к системе только медицинских мероприятий, а обеспечивается многими иными обстоятельствами, в первую очередь социальными. Мероприятия по охране психического здоровья необходимо рассматривать, по крайней мере, в трёх аспектах: социальном, психологическом и медицинском.
На протяжении жизни человек несёт не только социальную нагрузку, но и, являясь биологическим индивидом, постоянно реагирует на сложные физические, химические, биологические влияния. В этом раскрывается единство физиогенеза и психогенеза. Стрессы он делит на эмоциональные (связанные с взаимоотношениями с другими людьми – конфликты на работе, в семье и т.п.), связанные с социальными обстоятельствами (материальные лишения, отсутствие работы) и физические. Исключения стрессов или достижения их дезактуализации для личности предупреждает аномалии личностные реакции.
Профилактика пограничных расстройств представляет систему государственных, общественных и индивидуальных мероприятий, направленных на устранение факторов, вредно действующих на здоровье человека и обеспечивающих всестороннее развитие его духовных и физических сил. Эти задачи решаются путём создания оптимальных условий жизни трудящихся: быта, труда, отдыха, питания, развития физической культуры, спорта, искусства. Охрана психического здоровья предполагает глубокие знания медицинскими работниками предупредительных мер, их систематическое применение и пропаганду среди населения. Социальная профилактика аномальных реакций и пограничных расстройств, как показали выполненные исследования, должна строиться в следующих направлениях: совершенствование подготовки врачей в области гигиены и психопрофилактики; расширение специализации и усовершенствования врачей (И.И.Беляев, 1973); создание социально-гигиенических научно-исследовательских программ, имеющих целью изучение условий обеспечивающих психическое здоровье различных контингентов населения, либо способствующих невротизации и возникновению пограничных расстройств; организация и систематическое осуществление психогигиенического воспитания [45, с. 96-100].
Похожие публикации:
Развитие психологии в арабском мире
С VIII по XII в. большое количество психологических исследований проводилось на Востоке, куда переместились основные психологические и философские школы из Греции и Рима. Важное значение имел следующий факт: арабские ученые настаивали на ...
Определение, объект и предмет инженерной психологии
Как и любая другая научная дисциплина, инженерная психология имеет объект и предмет своего исследования. Объектом науки признается та сторона действительности, на изучение которой и направлена данная наука. Предмет же представляет собой т ...
Психологическая классификация компьютерных игр
Единственная классификация компьютерных игр, разработанная психологом, которую мы имеем на сегодняшний день - это классификация Шмелева, созданная им в 1988 году. Однако это скорее жанровая, нежели психологическая классификация компьютерн ...
Навигация