Факторы, влияющие на возникновение пограничных психических расстройств

Страница 1

Влияние факторов внешней среды систематически и планомерно изучается относительно недавно. Вместе с тем углубленное изучение природы такого влияния - один из важнейших путей научно обоснованной профилактики. Применительно к формированию пограничных расстройств изучению в большей степени должны подвергаться не столько физические, химические и биологические факторы среды, сколько психосоциальные влияния ее. В широком плане показатели здоровья человека, в том числе и психического, определяет почти необъятный круг факторов внешней среды, начиная с гелиогеофизических, в том числе климатических, географических, геологических, гидрологических, которые обусловливают многие поведенческие установки, весьма существенно отражаясь даже на социально-культурных различиях и, кончая сложнейшими собственно социально-культурными факторами, определяющими формирование психики и личности индивидуума [45, с. 245].

Изучение особенностей социально-гигиенических условий формирования личности (Г.К.Ушаков, Б.Д.Петраков и др., 1972) обеспечивает познание закономерностей нормального и аномального ее развития, а вместе с тем и раскрывает возможности предупреждения таких аномалий.

В нашей стране продолжают сохраняться социальные факторы, способствующие возникновению нервно-психических заболеваний. В семейно-бытовой сфере такими факторами являются, в частности, имеющая место в ряде случаев низкая культура межличностных отношений в быту, семье, бытовое пьянство и алкоголизм, ведущие к конфликтам, нарушению единства семьи; неправильное воспитание детей в семье и др. Многие авторы придают значение факторам семейно-бытового порядка при оценке причин, приводящих к формированию патологических свойств характера (И.М.Балинский, 1857, В.М.Бехтерев, 1929, П.Б.Ганнушкин, С.С.Корсаков, 1933). Возникает, однако, необходимость тщательного изучения удельного значения этого фактора в генезе пограничных расстройств [38, с. 32].

Причиной неврозов редко бывают внезапные и тяжелые травмы (смерть близких людей, опасные для жизни ситуации, стихийные бедствия, неожиданные несчастья). Невротические реакции обычно возникают при относительно слабых, но длительно (или многократно) действующих раздражителях, приводящих к постоянному эмоциональному напряжению, внутренним конфликтам, к разладу с самим собой. В качестве типичных, имеющих наибольшее патогенетическое значение для возникновения невроза обычно рассматриваются события, порождающие неопределенность положения, представляющие угрозу для будущего или требующие принятия трудных альтернативных решений. Патогенными могут оказаться события, ведущие к формированию неразрешимой и мучительной для данного индивидуума ситуации (состояние амбивалентности, по W.Brautigam, 1972), исключающей реализацию мотивированного поведения (фрустрация). Примерами таких ситуаций могут служить вынужденное продолжение производственной деятельности, не соответствующей творческим стремлениям и профессиональным интересам, невозможность расторжения брака из-за детей или каких-либо иных обстоятельств, несмотря на постоянные семейные конфликты.

Основы понимания патофизиологической природы невротических состояний заложил И.П.Павлов. Им была создана экспериментальная модель невротических расстройств, являющаяся заслугой отечественной физиологической науки. Ученый, опираясь на условнорефлекторную теорию, впервые показал, что состояния, сходные с невротическими, можно наблюдать у животных (собак) при воздействии чрезмерных по интенсивности или длительности раздражителей, а также при «сшибке» — столкновении двух условных рефлексов или выработке очень тонких дифференцировок, что вызывает срыв высшей нервной деятельности в результате перенапряжения основных нервных процессов возбуждения и торможения [43, с. 98].

На основе таких модельных представлений И.П.Павлов обосновал выделение разных типов неврозов и их представленность в зависимости от типов высшей нервной деятельности человека (в современной терминологии - от профиля полушарных отношений). По И.П.Павлову, истерия чаще возникает у представителей художественного (правополушарного) типа, невроз навязчивых состояний - у лиц мыслительного (левополушарного) типа, неврастения - у лиц промежуточного типа. Основой навязчивостей ученый считал очаги застойного возбуждения, что согласуется с современными данными о вкладе резидуально-органических поражений ЦНС в развитие обсессивно-компульсивных расстройств. Представления И.П.Павлова были творчески развиты его учениками и последователями.

Согласно П.К.Анохину (1968), в отличие от взглядов И.П.Павлова, центральным механизмом происхождения неврозов является не борьба основных нервных процессов возбуждения и торможения, а конкуренция двух систем возбуждения, опосредующих два целостных, но взаимоисключающих вида деятельности. Условное торможение, по П.К.Анохину, возникает как результат столкновения двух систем возбуждения [39, с. 265].

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Взаимосвязь консультирования и практической социальной работы
Сравнительный анализ различных параметров психологического консультирования и практической социальной работы с клиентами-семьями (обозначаемой в зарубежной практике как «работа со случаем») позволяет выделить в них множество схожих элемен ...

Характеристика дошкольного возраста в разных психологических школах
Некоторые зарубежные психологи, в первую очередь немецкие, пытались выявить закономерности психического развития ребенка и помочь учителю в его практической деятельности. Это нашло отражение в трудах немецкого психолога Э. Мсн-мана (1862- ...

Общение: структура и функции. Механизмы и эффекты общения
Общение это такой вид контактов, когда взаимодействующими сторонами являются живые существа (в широком смысле). Межличностное общение – это процесс, который осуществляется с помощью средств речевого и неречевого воздействия, предполагает ...