- понимание, ощущение смысла жизни, осмысленность деятельности и поведения
- достаточно определенное осознание социальной принадлежности к определенной группе.
Отношения личности (в том числе к себе)
- оптимистическое, активное отношение к жизненной ситуации в целом
- философское (иногда ироничное) отношение к трудным ситуациям
- согласованность Я-воспринимаемого и Я-желаемого
- достаточно высокая самооценка
- уверенность, независимость в отношениях с другими людьми, отсутствие враждебности, доверие к другим
Когнитивная сфера :
- понимание жизненной ситуации и возможность ее прогнозирования
- рациональные суждения в интерпретации жизненной ситуации (отсутствие иррациональных суждений)
- адекватная оценка величины нагрузки и своих ресурсов
- структурированный опыт преодоления трудных ситуаций
Эмоциональная сфера:
- доминирование стеничных позитивных эмоций
- переживание успешности самореализации
- желаемое эмоциональное насыщение от межличностного взаимодействия, переживание чувства сплоченности, единства
Поведенческая (и деятельностная) сфера:
- поведенческая активность
- эффективная волевая регуляция
- использование эффективных способов преодоления трудностей
Коммуникативная сфера:
- открытое общение, принятие других такими, какие они есть (терпимость)
- устойчивые, удовлетворяющие индивида межличностные роли
- удовлетворяющий статус в группе и социуме
- выраженное чувство общности (в адлеровском смысле)
в этом списке перечислены положительные полюсы качеств и факторов. При благоприятном влиянии факторов (положительных полюсах качеств) доминирующее психическое состояние – резистентное, а доминирующее настроение – гармоничное (устойчивое, повышенное, оптимистичное). При неблагоприятном влиянии доминирующее состояние – состояние дезадаптации, стрессовое или депрессивное (апатия, уныние или высокое напряжение, тревога и т.д.) и дисгармоничное настроение (неустойчивое, сниженное, тревожное).
Например, если факторы социальной среды поддерживают самооценку, адаптивные потенциалы и энергетические ресурсы организма, способствуют самореализации, получению психологической поддержки, то все это в целом способствует возникновению гармоничного настроения и поддержанию состояния адаптированности. Если же факторы среды снижают самооценку адаптивные потенциалы и энергетические ресурсы организма, ограничивают самореализацию, лишают человека эмоциональной поддержки, то все это способствует возникновению дисгармоничного настроения и появлению состояния дезадаптированности.
Мы считаем, что непродуктивно рассматривать настроение как один из видов состояния. Настроение – относительно устойчивый компонент психических состояний, основное звено взаимосвязи структур личности с различными компонентами психических состояний (чувствами и эмоциями, переживаниями событий, происходящих в духовной, социальной и физической жизни личности, психическим и физическим тонусом индивида).
Перечисленные выше основные составляющие психологической устойчивости личности не охватывают весь базис психологической устойчивости. В ее поддержании так или иначе участвуют все сферы личности. На уровне темперамента особенностью, предрасполагающей к возникновению неустойчивости, является повышенная эмоциональность.
Похожие публикации:
Теория Л.С. Выготского и Гальперина
Вопрос о генезисе высших психических функций был главным в теории Выготского. Выготский сформулировал законы развития высших психических функций. «Первый из этих законов заключается в том, что само возникновение опосредствованной структур ...
Социальная идентичность: понятие, условия и критерии формирования
Социальная идентичность - это результат процесса социальной идентификации, под которым понимается процесс определения себя через членство в социальной группе. Социальная идентификация выполняет важные функции, как на групповом, так и личн ...
Понятие «имидж», его содержание
Дословный перевод слова «имидж» – «изображение, подобие, мысленный образ, представление, символ». Отметим, что дословный перевод связывает содержание понятия с визуальной стороной восприятия человека. Слово «имидж» в русскоязычном общении ...
Навигация