По мнению Н.Ф. Наумовой, теории постсовременности не могут дать в полной мере ответ на вопрос о том, что представляет собой сегодня человек, находящийся в ситуации неопределенности и стремящийся, ориентироваться в будущем. Такие существенные характеристики постсовременного общества, как страх перед неизвестностью, экзистенциальная неопределенность, роль солидарности и воображаемых сообществ, плюрализм власти и исключительная роль выбора, не могут выразить основные тенденции развития переходного периода. Нормативизм и склонность к обобщениям приводят в тупик теорию постмодерна. Поэтому она не может служить объяснительной схемой для изучения переходного общества.
«Представляется, – подчеркивает Н.Ф. Наумова, – что сегодня наиболее перспективные подходы к исследованию переходного общества и формирующихся в нем жизненных стратегий связаны, во-первых, с применением теории сложных, развивающихся систем и, во-вторых, с анализом, обобщением того огромного первичного эмпирического материала, который собран в рамках социологии катастроф, изучения социального стресса и экстремальных ситуаций, социальных проблем и кризисов» [7, c. 10].
В работах Ю.М. Резника, Т.Е. Резник, Е.А. Смирнова стратегии жизни рассматриваются как символически опосредованные и выходящие по своему воздействию за пределы сознания идеальные образования, реализующиеся в поведении человека ориентиры и приоритеты. Идеальность стратегии проявляется, с одной стороны, субъективно как нечто, содержащее уникальные и неповторимые, ситуативно возникающие и надситуативные личностные смыслы и цели, с другой – объективно как нечто, включающее культурно обусловленные образцы, стандарты, нормы и ценности, усвоенные человеком в процессе социализации. Если объективная идеальность локализуется в культуре, то субъективная пронизывает индивидуальное сознание и поведение людей, их прошлый опыт и цели как предвосхищение будущего. Ю.М. Резник выделяет также третье, собственно социальное измерение жизненных стратегий, которое зарождается на пересечении объективной и субъективной идеальности – в сфере так называемой интерсубъективности, образующейся на основе согласования взаимных представлений и ожиданий. Идеальность стратегии тесно связана с ее реальностью, т.е. стратегическим поведением, под которым понимается внешняя, предметно-чувственная форма выражения жизненной стратегии [8, c. 101].
В зарубежной науке проблемой изучения жизненных стратегий занимались многие выдающиеся ученые: А. Адлер, А. Маслоу, Э. Фромм, К. Хорни.
Как писал А. Маслоу, в творческом человеке сочетаются качества зрелой и независимой личности с детским простодушием, откровенностью и свежим интересом ко всему новому. Ценностями такого человека являются истина, добро, красота, справедливость, совершенство. Самореализация для него — это труд, целью которого является достижение совершенства в том, что он призван делать. Такой человек стремится быть не просто специалистом, а хорошим специалистом, а потому всегда озабочен своим развитием.
К. Роджерс видел творчество не только и не столько в создании чего-то нового вовне, но прежде всего в создании новых граней собственной личности. Главным побудительным моментом творчества является стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, а значит, и здоровью. К. Роджерс полагал, что в той степени, в которой индивид отказывается осознать (или подавляет) значительную часть своего опыта, его творения могут быть патологическими или социально вредными. А тогда, когда человек открыт всем сторонам своего опыта и все ощущения его организма доступны его сознанию, новые продукты его творчества скорее будут созидательными и для него самого, и для других.
Стратегия творчества предполагает способ жизни «здесь и теперь». Для человека, который чувствует себя творцом своей жизни и осознает, что никто, кроме него самого, не сможет сделать его счастливым, смысл жизни чаще всего определяется понятием свободы. На неразрывность творчества жизни и свободы указывали Н.А. Бердяев, Э. Фромм, В. Франкл, К. Хорни. Они считали, что человеку всегда присуща творческая энергия, свобода воли, которая дана ему для духовного развития. Э. Фромм, В. Франкл и К. Хорни развили идею о том, что человек — активный деятель, способный противостоять мощному давлению неблагоприятных социальных сил.
По А. Адлеру каждый человек вырабатывает свою жизненную цель, служащую сосредоточением его стремлений и достижений. Формирование жизненных целей начинается в детстве. Жизненные цели всегда несколько нереалистичны и могут стать невротически преувеличенными, если чувство неполноценности слишком сильно. Жизненные цели обеспечивают направление и задачи для деятельности человека. Например, человек, который стремится к превосходству, личной власти, разовьет определенные черты характера, необходимые для достижения этой цели – амбицию, зависть, недоверие и пр. Адлер указывает, что эти черты характера не являются врожденными, первичными, это "вторичные факторы, навязываемые тайной целью человека". Жизненный стиль – это уникальный способ, выбранный каждым человеком для следования своей жизненной цели, это интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с жизнью вообще. Кажущиеся изолированными привычки и черты поведения получают свое значение в полном контексте жизни и целей человека, так что психологические и эмоциональные проблемы не могут рассматриваться изолированно – они включены в общий стиль жизни. Как часть своего жизненного стиля каждый человек создает свое представление о себе и мире. Адлер называет это схемой апперцепции. Представление человека о мире определяет его поведение (если кто-то полагает, что кольцо веревки в углу – это змея, его страх может быть столь же сильным, как если бы змея действительно там была). Человек избирательно преобразует и интерпретирует свой опыт, активно выискивает одни переживания и избегает других, создавая индивидуальную схему апперцепции и формируя различные паттерны по отношению к миру. Человек формирует свою личность.
Похожие публикации:
Проблема классификации межличностных отношений
В работах разных авторов одни и те же отношения обозначаются различными терминами. Это приводит к псевдоразличиям в классификациях видов отношений. Так, например, В.Н. Мясищев говорит об отношениях симпатии и антипатии как проявлениях бол ...
Личностные конструкты
В основе когнитивной теории Келли лежит способ, с помощью которого индивиды постигают и интерпретируют явления (или людей) в своем окружении. Назвав свой подход теорией личностных конструктов, Келли концентрирует внимание на психологическ ...
Музыкотерапия
Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний ...
Навигация