Повышение уровня настроения ведет обычно к его большей устойчивости, исчезновению колебаний. Стабильность низкого уровня настроения характерна для депрессии.
К жизненным обстоятельствам, увеличивающим риск депрессивного состояния относят:
- детство, прошедшее в неблагополучной семье
- отсутствие удовлетворяющих человека межличностных отношений
- потеря близких людей, работы
- общественное отвержение
- утеря идеалов, разрушение веры
Сохранение гармоничного настроения в значительной степени зависит от особенностей реакции на жизненные трудности и от способностей справляться с ними. В зависимости от того, ресурсы какой психической сферы наиболее актуализированы для преодоления жизненных трудностей, можно выделить следующие основные стратегии преодоления: когнитивную, эмоциональную, поведенческую (деятельностную).
Психологическая уравновешенность – такое душевное состояние человека, которое обеспечивает ему хорошее настроение и высокую работоспособность, адекватное реагирование на действие различных стрессоров. Борьба со стрессом – способ поддержания психологической уравновешенности.
Разные люди отвечают на стресс по-разному, но есть общие принципы борьбы со стрессом, чтобы обеспечить психологическую уравновешенность, т.е. поддерживать стресс на оптимальном уровне.
Некоторые из них: - борьба со стрессом начинается с выработки в себе убеждения, что только Вы сами отвечаете за свое душевное и физическое благополучие
- будьте оптимистом. Источником стресса являются не события сами по себе, а ваше восприятие этих событий
- регулярно занимайтесь физкультурой и спортом
- ставьте посильные задачи учитесь радоваться жизни, получайте удовлетворение от самой работы
- питайтесь правильно
- высыпайтесь!
- Большое значение в сохранении психологической уравновешенности имеет режим дня. Спланированный режим исключает неожиданности и способствует устойчивости и оптимистичности в поведении человека
Некоторые кризисы, в частности возрастные, всегда таят в себе субъективную опасность невозможности реализации тех или иных жизненных планов, что так или иначе отражается на психическом стабильности людей.
Одним из критических периодов становления зрелой личности является пубертатный кризис, связанный по мнению Эриксона с формированием чувства идентичности подростка. Основной вопрос этого периода - «Кто я есть на самом деле?» Ответ на этот вопрос связан с осознанием своего подлинного Я, отличием своего Я от других, разотождествлением себя с разными масками.
По мнению Эриксона, к завершению периода юности человек, как правило, прочно осознает свою личную идентичность. Невозможность самоидентифицироваться проявляется в социально-психологической дезадаптации: тревожности, растерянности, проблемах, связанных с выбором. Эриксон выделяет 4 основные пути:
- уход от близких взаимоотношений (самоизоляция)
- размывание времени (неспособность к планированию будущего, боязнь взросления и перемен)
- размывание способности к продуктивной деятельности (невозможность эффективного использования своего потенциала, сосредоточиться на работе или учебе, уход в какую-то одну работу и пренебрежение всем остальным)
- негативная идентичность (презрение, враждебность по отношению к роли, которая поощряется семьёй или значимым окружением подростка, принятие прямо противоположной роли).
Э.Н.Вейнер выделяет как фактор риска психического здоровья образовательную среду. Именно условия школьного обучения и воспитания в настоящее время рассматриваются одним из факторов риска здоровья учащихся. Нарушения здоровья у учащихся связываются со школьной дезадаптацией. К факторам воздействия на психику относятся :
- информационная перегрузка
- несовершенная организация учебного процесса
- слабый учет в обучении индивидуально-типологических свойств подростков
- недостаточная двигательная активность
- авторитарно-репродуктивная система обучения
- низкий уровень культуры школьников, валеологической компетентности учителей и педагогов.
Ф.С.Голубцов выделяет три вида социально-психологической дезадаптированности:
1. устойчивая ситуативная дезадаптированность (пытается приспособиться к новой трудной ситуации, но не может)
2. временная дезадаптированность (преодолима с помощью социальных и парапсихологических мероприятий)
3. общая устойчивая дезадаптированность (в связи с длительной фрустрацией личности сопровождается не только определенной степенью тревожности, но и агрессивностью, ригидностью)
Похожие публикации:
Социально-психологические явления в среде осужденных и профилактика их
негативных влияний
Нахождение в местах лишения свободы зачастую не только разрушает сложившуюся ранее систему отношений человека с людьми, но и для преодоления чувства одиночества и дефицита в общении подталкивает осужденных к поиску друзей, единомышленнико ...
Развитие психологии в эпоху Возрождения
В какой-то степени проблемы, которые вставали перед психологией в эпоху Возрождения, повторяли старые, возникшие в период становления научной психологии на рубеже VII–VI вв. до н.э. Как и тогда, психология стремилась преодолеть сакральнос ...
Д. Гартли как создатель первой системы ассоциативной психологии.
Ассоциация (лат. Associatio – соединение, взаимосвязь) – в психологии и философии закономерная связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании и закреплёнными в памяти.
Ассоцианизм, или ассоциа ...
Навигация