в) потребность в установлении положительных связей и отношений.
Дальнейший анализ понятия «социальная адаптация» требует рассмотрения ее видов.
По психологическому содержанию выделяются этапы адаптации:
- предадаптация (приспособление к будущим воображаемым ситуациям, становление психологической установки на адаптацию);
- дезадаптация (отвыкание от привычных условий жизни);
- реадаптация (отвыкание от одних «новых», но уже ставших в какой-то мере привычных условий жизни к другим – «прежним»);
- деадаптация (не-адаптированность, неспособность приспособиться к новым условиям социальной среды).
Необходимо отметить, что личность оказывается субъектом не одного, а целого ряда адаптивных процессов. Различные виды адаптации требуют от личности неодинаковых затрат времени и нервно-психической энергии, они по-разному актуализируют и реализуют социальный и познавательный опыт. Поэтому при анализе конкретного вида адаптации следует рассматривать его не изолированно, а во взаимодействии с другими адаптационными процессами. По характеру взаимодействия субъекта и адаптивной среды выделяются различные уровни, темп и скорость адаптации. Результат адаптации проявляется как качественно новый этап, представляющий собой тот или иной уровень адаптированности:
- уподобление (полная адаптация, высокая активность, психологическая переориентация, высокое мастерство, широкий подход);
- приноравливание (средняя активность, сужение круга интересов до узкоспециальных принятие только основных ценностей);
- уравновешивание (низкая активность, пассивность в копировании чужого опыта, приспособление с целью добиться покровительства);
- псевдоадаптация (неадаптация – внешний прием образа жизни, подавление своего неудовольствия, отрицательное отношение к какой-либо сфере жизнедеятельности).
Выделение уровней адаптации неизбежно связано с необходимостью определения критериев адаптированности личности. Их можно разделить на три группы:
а) относящиеся к субъекту (самооценка, удовлетворенность, ориентированность);
б) относящиеся к субъекту и опосредованные деятельностью, то есть существующие и вне его (производительность, работоспособность, поведение в коллективе);
в) не принадлежащие субъекту, опосредованно отражающие результаты адаптации (профессиональный рост, изменение социального статуса, оценка коллективом либо обществом в качестве полноправного члена).
Критерии адаптированности раскрывают картину адаптационных процессов, происходящих «внутри» личности и скрытых от глаз наблюдателя.
Наиболее перспективным направлением в изучении процесса социальной адаптации является изучение факторов адаптации. Это позволяет создать механизм интенсивного психологического воздействия на адаптацию. Под факторами адаптации исследователи понимают «совокупность условий или обстоятельств, определяющих темп, уровень, устойчивость и результат адаптации. Мы считаем, что факторы – это и причины, и движущие силы явления. Факторы адаптации можно разделить на две большие группы, положив в основу деления два основных компонента процесса адаптации:
а) факторы, относящиеся к адаптирующемуся элементу (уровень предшествующей подготовки, психофизиологические особенности, система мотивов, характерологические черты); б) факторы, относящиеся к среде адаптации (социально-экономические, социально-психологические, производственные, организационные, личностные факторы, обусловленные видами деятельности).
Подвижность среды требует и большей мобильности от человека, следовательно, в самом приспособительном механизме должно присутствовать творческое начало. Процесс социальной адаптации детерминирован постоянными изменениями среды адаптации, которые связаны с социальным и научно-техническим прогрессом общества.
Похожие публикации:
Виды памяти по характеру психической активности
По характеру психической активности различают двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую память.
Двигательная (или моторная) память обнаруживается очень рано. Это, прежде всего, запоминание, сохранение и воспроизведение ...
Движение и действия младенца
На протяжении первого года жизни ребенок достигает больших успехов, овладевая передвижением в пространстве и простейшими действиями с предметами. Он научается держать головку, садиться, ползать, передвигаться на четвереньках, принимать ве ...
Характеристика дошкольного возраста в разных психологических школах
Некоторые зарубежные психологи, в первую очередь немецкие, пытались выявить закономерности психического развития ребенка и помочь учителю в его практической деятельности. Это нашло отражение в трудах немецкого психолога Э. Мсн-мана (1862- ...
Навигация