Когнитивные процессы

Страница 2

Салливан выделяет шесть стадий развития личности, кторые происходят в период от младенчества и до зрелости. Это: 1) младенчество; 2) детство; 3) ювенальная эра; 4) предюность; 5) ранняя юность; 6) поздняя юность.

Период младенчества продолжается от рождения до появления членораздельной речи. Кормление дает ребенку его первый межличностный опыт. Другие характеристики младенческой стадии: 1) переход от прототаксического к паратаксическому способу познания, т.е. связь между событиями перестаёт быть логически связанной; 2) образование персонификаций таких, как плохая, тревожная, отвергающая мать и хорошая, спокойная, принимающая, приносящая удовлетворение мать; 3) возникновение зачатков Я-системы; 4) тело ребенка меняется, что позволяет ему научиться удовлетворять свое напряжение;

Переход от младенчества к детству возможен благодаря овладению языком и организации переживаний. Детство продолжается от появления речи до возникновения потребности в игре. Помимо всего прочего, языковое развитие делает возможным смешение персонификаций, например, хорошей и плохой матери, и развитие Я-системы. Развитие символических возможностей позволяет ребенку играть во взрослого – Салливан называет это драматизацией – и проявлять интерес к различного рода видам активности, открытым и скрытым – Салливан называет их озабоченностями.

Самым драматичным событием детства является трансформация к недоброжелательности; ребёнок узнаёт, что кроме добра существует и зло. Если это чувство становится достаточно сильным, то ребёнок может в дальнейшем не воспринимать доброе отношение людей. Ребенок как бы говорит: «Когда-то все было замечательно, но это было до того, как мне пришлось иметь дело с людьми». В период детства появляется сублимация, которую Салливан определяет как «непроизвольную замену поведенческого стереотипа, столкнувшегося с тревогой или вступившего в противоречие с Я-системой, на социально более приемлемую активность, стереотип, удовлетворяющий той части мотивационной системы, которая явилась причиной проблемы» (1953, с. 193).Ребёнок снимает своё напряжение, отвлекаясь на другие дела. Избыток напряжения, не снятый сублимацией, находит разрядку в символических представлениях, например, в кошмарах.

Ювенальная стадия охватывает большую часть школьной жизни. Это период обретения опыта взаимодействия с людьми, поиск авторитетов за пределами семьи, обретения соревновательных свойств, понимания что значит отвержение, групповое чувство. Величайшим событием этого периода является возникновение представления о жизненной ориентации.

«Человек ориентируется в жизни в той мере, в какой может сформулировать (или понять интуитивно) следующее: интеграционные тенденции (потребности), характеризующие межличностные отношения человека; обстоятельства достижения удовлетворения и относительного освобождения от тревоги; более или менее отдаленные цели, ради которых можно отказаться от нынешних возможностей удовлетворения потребностей или повышения престижа» (1953, с. 243)[5].

Относительно краткий период предюности отмечен потребностью в близких отношениях с «равным», человеком того же пола и возраста, Подросток ищет друга, на которого можно положиться и вместе решать какие-либо трудности. Этот период чрезвычайно важен, поскольку происходит становление истинно человеческих отношений с людьми. В период предюности формируются отношения равенства, взаимности, взаимодействия. Без близкого товарища ребенок становится жертвой одиночества, которое негативно влияет на дальнейшее развитие.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Основные положения системного подхода
Семья — открытая, развивающаяся система, в которой равновесие поддерживается благодаря постоянному переходу от гомеостаза к изменениям. Наша жизнь протекает в широкой иерархии взаимодействующих систем (от молекулярного уровня до систем к ...

Личностная готовность к школьному обучению
Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Она выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, с ...

Адаптация ребенка к школе
Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления, в отличие от физиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически. Отношения со средой здесь совсем иные — не только среда воздействует ...