В Федеральном законе “Об оперативно-розыскной деятельности” от 12 августа 1995 года основными задачами данного вида деятельности считаются:
выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц их подготавливающих, совершающих или совершивших;
осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыск пропавших без вести;
добывание информации о событиях или действиях создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
Учитывая, что оперативно-розыскная деятельность (ОРД), основывающаяся на конституционных принципах законности, уважении прав и свобод человека и гражданина, может осуществляться конспиративно, на основе гласных и негласных методов и средств, которые нацелены на преодоление сопротивления преступных групп и разрушение их преступных замыслов, то учет и применение здесь психологической науки крайне важно при реализации большинства из 14 регламентированных Федеральным законом видов оперативно-розыскных мероприятий:
1) опроса граждан;
2) наведения справок;
3) сбора образцов для сравнительного исследования;
4) проверочной закупки;
5) исследования предметов и документов;
6) наблюдения;
7) отождествления личности;
8) обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
9) контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
10) прослушивания телефонных разговоров;
11) снятия информации с технических каналов связи;
12) оперативного внедрения;
13) контролируемой поставки;
14) оперативного эксперимента.
Из приведенного перечня мероприятий видно, что, например, органы дознания должны использовать весьма специфичные в психологическом плане техники личного сыска, оперативного внедрения, контроля и противоборства, чтобы упреждать противоправную деятельность преступников.
В психологической структуре профессиональной деятельности оперативных работников ведущую роль играют познавательно-поисковая и коммуникативная подструктуры.
Наибольший интерес для юридического психолога представляет коммуникативная подструктура ОРД, в ней важную роль играет, прежде всего, компетентность в вопросах тактики установления психологического контакта и развития доверительных отношений с различными объектами их заинтересованности. Из-за того, что им часто приходится вести конспиративное общение, то уже само установление психологического контакта с объектами заинтересованности протекает по специфическим психологическим закономерностям и при значительной инициирующей активности оперативного сотрудника. Так, для успешного заведения знакомства оперативные работники обычно составляют тщательный план, в котором отражают личностные особенности объекта их интереса, детально продумывают предлог для знакомства, особенности речевого, неречевого и ролевого поведения. При этом именно последнее накладывает заметный отпечаток на все особенности конспиративного общения.
Оперативные работники, учитывая психологическую суть контекста взаимодействия с объектами заинтересованности, которая состоит в достижении взаимопонимания и снятии психологических барьеров при общении, всегда одновременно нацелены и на получение профессионального результата - значимой информации или совершения каких-либо действий, важных для успешного решения оперативно-служебных задач.
Психологические барьеры, затрудняющие установление контакта могут носить мотивационный, интеллектуальный, эмоциональный и волевой характер. В качестве мотивационных барьеров могут выступать: нежелание гражданина в данный момент вести с оперработником откровенный разговор, наличие предубежденного отношения к правоохранительным органам, боязнь мести со стороны преступного элемента и др.
Интеллектуальные барьеры могут быть вызваны ошибками неверного восприятия оперработником и гражданином друг друга, особенностями их мышления, речи, в целом противоположностью личностных стилей, различиями в уровне образования, осведомленности в тех или иных вопросах и т.д.
Эмоциональные барьеры могут быть обусловлены как отрицательными (астеническими) переживаниями и чувствами, которые испытывает оперработник к данному лицу, с которым необходимо установить контакт, так и эмоциональными состояниями объекта заинтересованности (подавленность, раздражительность, невыдержанность, агрессивность и пр.).
Волевые барьеры могут иметь место, когда, например, оперработник форсирует подчинение гражданина своей воле или гражданин не может заставить себя отказаться от установки либо от данного кому-либо обещания не вступать в контакт с сотрудниками правоохранительных органов.
Похожие публикации:
Процесс познания в теории Декарта
Суть его идеи в том, что научный метод, который применяется в физике, математике, иных науках, практически не имеет применения в процессе познания, можно значительно продвинуть вперед сам познавательный процесс (по Декарту: "преврати ...
Понятие самооценки и её виды
Мы предлагаем гостям те блюда, которые нравятся нам.
Так и в общении: вначале приготовь себя, понравься себе, а потом предлагай себя другому.
Если перед человеком встают сложные проблемы отношений между людьми, связанных с ними собствен ...
Характеристика юношеского возраста
Период характеризуется завершением физического развития организма, заканчивается половое созревание, приходит в гармоничное соответствие сердечно -сосудистая система, замедляется темп роста тела, нарастает мышечная масса, повышается ее ра ...
Навигация