Использование музыки для психологической регуляции

Статьи по психологии » Воздействие музыки на психическое состояние ребёнка » Использование музыки для психологической регуляции

Страница 1

Воздействие музыкального произведения зависит от индивидуальных особенностей человека, от характера работы. Однако существуют общие законы в музыкотерапии, например при тяжелом нервном расстройстве музыка не должна противоречить настроению больного. Мелодичная музыка действует как обезболивающее. Она используется в кабинетах хирургов и дантистов. Если человек чрезмерно угнетён, ему принесет облегчение печальная музыка, возбужден — успокоят звуки бравурной музыки. Если чувства неглубокие и человек сам готов к изменению настроения, то в таком случае по его желанию можно использовать музыку, противоположную эмоциональному состоянию человека: грустная музыка успокоит, а радостная снимет грусть. Выбор метода зависит от глубины чувств. Чем в более депрессивном состоянии находится человек, тем в большей степени музыка должна гармонировать с его состоянием.

В легендах и мифах, в античной литературе можно встретить немало примеров, свидетельствующих о широком применении музыкотерапии. В Греции, например, связывали ее с именами Аполлона — покровителя искусств и его сына Асклепия — покровителя врачевания. Основываясь на воздействии, производимом на людей музыкой, древние греки подразделяли ее на следующие лады:

1. Дорийский — строгий, мужественный.

2. Фригийский — возбуждающий, страстный.

3. Лидийский — выражающий грусть, тоску.

4. Эолийский — вызывающий блаженное, понятное состояние.

Гармоничное сочетание звуков благотворно влияет на психику, вызывая высокие стремления, очищение, просветление, преображение, утешение.

Духовное возвышение людей являлось высшим назначением музыки для многих композиторов. Гендель писал: «Я очень сожалел бы, если бы моя музыка только развлекала моих слушателей: я стремился их сделать лучшими». В музыке Моцарта Григ усматривал откровение райской красоты. Из цветущего красотой рая музыки, продолжал норвежский композитор, мы изгнаны грехами современной жизни. О светоносно-огненном содержании классической музыки, выступающим за пределы этого мира, говорит Э. Т. А. Гофман, писатель и композитор, автор первой романтической оперы: «Моцарт вводит нас в глубину царства духов. Нами овладевает страх, но без мучений, — это скорее предчувствие бесконечного. Любовь и печаль звучат в дивных голосах духов . Моцарт больше занимается сверхчеловеческим, чудесным, обитающим в глубине нашего духа». И Шуберт восторженно восклицает: «О Моцарт, бессмертный Моцарт, как много, как бесконечно много таких благотворных отпечатков более светлой, лучшей жизни оставил ты в наших душах!» К музыке самого Шуберта навсегда прилепилось определение: «божественные длинноты» — имеются здесь в виду состояния молитвенно-созерцательного восторга, заставляющего забыть о времени; современный композитор Александр Кнайфель сказал о нем: «Он, конечно, не мог не чувствовать божественного прикосновения». И несносный вульгарностью своих социологических интерпретаций Теодор Адорно подметил все же удивительное глубинное действие этой «освобожденной музыки преображенного человека»: «Мы плачем, не зная почему, потому что мы еще не такие, как обещает эта музыка» [5, с. 105].

В силу этой своей способности утешать и просветлять музыка довольно широко применяется в работе кабинетов психологической разгрузки и в различных направлениях психотерапии.

Применение музыкального сопровождения занятий существенно повышает эффективность ауто- и гетеротренинга (регуляции психического состояния внушением или самовнушением). В процессе сеанса внушения (за исключением комплекса мобилизации) музыка должна звучать очень тихо, находясь как бы за кадром, не приглушая задающих формул и шепотного подтекста.При использовании сочетания музыкального и словесного воздействия ведущая роль может отводиться как речи, так и музыке. Уникальным опытом такого рода является выпущенный в 1993 году альбом «Млечный сад» композитора Кима Брейтбурга и психотерапевта Владимира Леви. Композиция состоит из 3-х песен К. Брейтбурга на слова В. Леви и 6 инструментальных пьес, 4 из которых сопровождаются психотерапевтическими внушениями В. Леви. В музыке используется звук как электронных, так и акустических инструментов, а стиль носит черты академической музыки импрессионистского направления, «Нью эйдж» и джаз-рока (автор называет это «симфо-роком»). Важная особенность заключается в том, что внушения произносятся с довольно длительными паузами между фразами, а местами слова слышны неотчетливо, как бы «растворены» в музыке. Этим данная композиция отличается от традиционных аудиосеансов аутогенного тренинга, в которых основное значение имеют слова, произносимые диктором, а музыка является фоном для них и звучит на «заднем плане». Благодаря тому, что словесные внушения в альбоме «Млечный сад» звучат ненавязчиво и от них можно легко отвлечься, их воздействие в большей степени направляется на подсознание слушающего, воспринимаясь некритично. Слушателю предлагается почувствовать то или иное состояние, навеваемое музыкой, если он сам того пожелает, в том виде и в том темпе, в каком он сам захочет.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Опора на эмоции
На свойства память весьма значительное влияние оказывают эмоции, и это необходимо учитывать в процессе работы по улучшению памяти. Нужно получить глубокое, точное, яркое впечатление о том, что необходимо запомнить. Как фотоаппарат не дас ...

Средства вербальной коммуникации
Вербальная коммуникация общения осуществляется посредством речи. Под речью понимается естественный звуковой язык, то есть система фонетических знаков, включающих два принципа – лексический и синтаксический. Речь является самым универсаль ...

Ф. Бэкон и завершение этапа развития психологии в рамках учения о душе
Уже в конце XVI – начале XVII в. в психологической науке оформляются два основных подхода в теории познания, связанные с именами выдающихся мыслителей – Ф. Бэкона и Р. Декарта. Первый из них стал основателем эмпиризма, предполагающего ори ...