Итак, подведем краткий итог нашей работы. Анализ имеющейся литературы выявил следующую проблему: как в отечественной, так и в зарубежной науке исследования потенциальной опасности пассажиров осуществляются преимущественно в закрытом режиме. Некоторые из данных материалов становятся достоянием многих лиц, некоторые так и не покидают стены учреждения. Хочется отметить, что психологи в системе правоохранительных органов, несмотря на высокую квалификацию, часто обладают слишком узкой специализацией, что в известной степени замедляет продвижение новых идей в данной среде. С данной точки зрения представленная работа может иметь определенный интерес.
Изучив проблему девиаций поведения применительно к вопросу авиационной безопасности, мы пришли к выводу, что отклоняющееся поведение – чрезвычайно массивная и сложная категория, и в рамках данного исследования мы лишь описали то, как различные виды отклоняющегося поведения проявляются в условиях аэровокзального комплекса. Отметив основные направления, мы оставляем богатую почву для дальнейших исследований.
Наше исследование показало, что существует устойчивая взаимосвязь между проявлениями девиантного поведения и потенциальной опасностью пассажиров. Также мы выявили различия выборок неопасных и потенциально опасных пассажиров с достаточно высоким уровнем значимости.
Следовательно, нам удалось доказать зависимость потенциальной опасности пассажира и наличием у него ряда специфических признаков, свойственных для отклоняющегося поведения.
Особо подчеркнем, что с точки зрения девиантологии любые опасные действия пассажиров в аэропорту так или иначе подпадают в категорию отклоняющегося поведения: вандализм, злоупотребление ПАВ или поведение террористической группировки – все эти и многие другие примеры опасных действий имеют похожие причины и проявления. Таким образом, возникает вопрос о практической ценности нашего исследования.
Эмпирически связь между потенциальной опасностью пассажира и признаками у него девиаций очевидна: практическая же ценность нашего исследования представляла собой задачу разработки методики, реально применимой в аэропортах с целью комплексной проверки пассажиров, так или иначе привлекших внимание сотрудника службы безопасности. Наша методика «Потенциально опасный пассажир» не претендует на абсолютную методологическую состоятельность. Более того, в силу некоторых её особенностей (основана на наблюдении, неразрывно связана с личностью конкретного исследователя), полная её стандартизация не представляется возможной. Верификация методики возможна путем широкомасштабного исследования, направленного на её апробацию в условиях различных аэропортов. В рамках данной работы мы лишь предлагаем рабочий вариант такого инструмента.
Таким образом, доказательство нашей гипотезы представляет собой не просто доказательство наличия взаимосвязи между потенциальной опасностью пассажиров и девиациями поведения, а опосредованно подтверждает валидность нашей методики.
Подводя итог, можно сказать о неоднозначности нашего исследования. В силу своей специфики понятие потенциально опасного пассажира в своей сути не может быть однозначным.
Сфера деятельности сотрудников службы безопасности категорически запрещает формализм: каждый подозрительный пассажир может оказаться опасным. Наша методика призвана систематизировать признаки потенциальной опасности пассажира и упростить выявление таких пассажиров: от этого напрямую будет зависеть безопасность воздушных сообщений.
Похожие публикации:
Понятие эмоций, их функции
Объективные свойства предметов и явлений окружающей действительности отражаются человеком посредством познавательных процессов. Но каждый отражаемый объект, каждое событие вызывают к себе определенное отношение человека в зависимости от т ...
Изменение в конструктной системе
Конструктная система позволяет человеку прогнозировать будущие события так точно, насколько это возможно. Из этого следует, что конструктная система меняется, если с ее помощью невозможно правильно прогнозировать разворачивающуюся последо ...
Понятие и сущность самосознания личности
В настоящее время не существует общепринятого мнения о том, какой подход следует применять к изучению личности для объяснения основных аспектов поведения человека. На данной стадии развития психологии сосуществуют различные альтернативные ...
Навигация