Краткое описание методики.
Основной инструмент методики — социометрические критерии (вопросы), которые предназначены для выявления особенностей межличностных отношений членов группы. Предлагаются два типа критериев — формальные и неформальные.
Социально-психологическая структура малой группы определяется с помощью количественного и сравнительного анализа ответов испытуемых минимум на два вопроса — на один формальный и один неформальный. Максимальное число критериев в опыте: для детей и подростков 1-3, студентов 2-4, для взрослых и пожилых людей — не более 7 критериев. Число выборов (d) может быть ограниченным («Выберите только одного (двух, трех ., не более пяти) членов группы .») либо неограниченным (в этом случае теоретически возможным число выборов равно (N-X), где JV — число членов изучаемой группы.
Предлагаются два способа обработки результатов социометрического опроса: 1) табличный способ с помощью социоматрицы выборов 2) графический способ с помощью социограммы или рисунка.
На основе данных социоматрицы выборов подсчитываются два персональных индекса: 1) индекс социометрического статуса члена группы, характеризующий его личное влияние на структуру малой группы; 2) индекс эмоциональной экспансивности, характеризующий потребность испытуемого во влиянии на других членов группы (данный индекс высчитывается при использовании процедуры неограниченного числа выборов из (JV-1) возможности, где N — число членов изучаемой группы). Для процедуры с лимитом выборов данный индекс малоинформативен.
4) Выявление склонности к конфликтным взаимоотношениям.
Для выявления предрасположенности человека к конфликтным взаимоотношениям в совместной спортивной деятельности применяется тест Томаса, адаптированный в нашей стране проф. Н. В. Гришиной. В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов в 12 суждениях о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.
Обработка данных опроса. За каждый ответ А или Б приписывается один балл. Количество баллов, набранных испытуемым по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Тест можно использовать в групповом варианте — как в сочетании с другими тестами, так и отдельно. Затраты времени на опрос одного испытуемого — не более 15-20 мин.
5)Социально-психологический анализ взаимовлияний в команде.
Для этого теста используется ряд заданий:
Задание 1. Анализ ситуаций общения тренера со спортсменами в ходе соревнования.
Задание 2. Анализ конфликтов во взаимоотношениях спортсменов.
Задание 3. Предупреждение и разрешение конфликтов в общении членов команды.
Задание 4. Организация социально-психологического тренинга взаимовлияний в команде.
6)Социально-психологические методы формирования и изучения командной сплоченности.
Считается, что сплоченность игроков команды влияет на успешность ее соревновательной деятельности. Однако в практике спорта встречаются и обратные примеры, особенно в профессиональных командах.
Командная сплоченность является социально-психологическим групповым феноменом, объективно выражающимся в сыгранности, а субъективно — в чувстве общности членов команды, обозначаемом в речи словом «Мы» и противопоставлением себя соперникам словом «
Они».
Используются задания:
Задание 1. Принципы и упражнения для формирования командной сплоченности.
Задание 2. Измерение психологической атмосферы в команде.
Задание 3. Изучение привлекательности команды для спортсменов.
Задание 4. Изучение влияния соревнований на личность спортсменов.
Задание 5. Изучение влияния зрелищных эффектов на психику соревнующихся спортсменов.
Похожие публикации:
Особенности общения детей дошкольного возраста с ЗПР со сверстниками
Характерные свойства общения дошкольников с задержкой психического развития со сверстниками .
Общение детей с ЗПР друг с другом тоже отличается целым рядом особенностей от общения их нормально развивающихся сверстников. Общение со сверст ...
Американская программа обучения основам научных знаний для детей со
сложными сенсорными нарушениями
Этот курс разработан в 1971-1977 гг. группой педагогов под руководством Н. Роббинса в отделении для слепоглухих Школы слепых Перкинса и предназначен для слабовидящих глухих учеников. Содержание программы может представлять интepec для спе ...
Рекомендации по развитию самосознания у сотрудников охранно - конвойной службы
Переход самосознания на более высокий уровень как условие профессионального развития.
Для развития самосознания у сотрудников охранно - конвойной службы рекомендуем тренинг, предложенный И. В. Вачковым [53; 126].
Тренинг развития профес ...
Навигация