История становления понятия «симпатия»

Статьи по психологии » Симпатия и эмпатия » История становления понятия «симпатия»

Страница 1

Симпатия (от греч. sympatheia - влечение, внутреннее расположение) - это устойчивое положительное отношение к кому- нибудь или чему-нибудь , проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи (альтруизму).

Причины возникновения симпатии могут быть осознанными и мало осознанными. К первым относятся общность взглядов, идей, ценностей, интересов, нравственных идеалов. Ко вторым - внешняя привлекательность, черты характера, манера поведения и т. п., т. е. аттракция. Не случайно, по определению А. Г. Ковалева (1975), симпатия - это мало осознанное отношение или влечение одного человека к другому.

Явление симпатии привлекло к себе внимание еще древнегреческих философов, которые трактовали ее как духовную объективную общность всех вещей, в силу которой люди сочувствуют друг другу.

Понятие «симпатия» берет начало еще из древнегреческой философии. Но с ним также активно работали, исследовали многие американские ученые, такие как Смит, Спенсер, Шопенгауэр, Шелер, Рибо. Можно с уверенностью сказать, что понятие симпатии прочно вошло в психологию, тем не менее, рабочим стало именно понятие эмпатии. Но даже сегодня нет единого определения, мнения, взгляда, понимание эмпатии не совпадает у ученых разных направлений и школ.

Т. Липпс активно разрабатывал теорию вчувствования. Для него вчувствование – это специфический вид познания сущности предмета или объекта. Вчувствование в другого человека основано на желании обнаружить в нем такие же свойства, как у самого объекта, оно происходит путем подражания.

З. Фрейд полагал, что соучастие в эмоциональном состоянии человека осуществляется с помощью двух механизмов – заражения и подражания. Он отмечал важность эмпатического взаимодействия, и писал, что проникновение в суть этого механизма даст возможность понять, как взаимодействуют люди друг с другом при тесном, личном общении.

М. Шеллер рассматривал эмпатию , как механизм познания, направленный на другую личность. Он выделял несколько уровней эмпатического взаимодействия. Сопереживание – состояние слияния с объектом симпатии; сочувствие – участие в переживаниях другого человека при сохранении независимых чувств субъекта, и наконец, истинная симпатия – высокое, рациональное состояние, на этом этапе происходит реализация человечности.

Психологи конца XIX века рассматривали «симпатию» на первичную эмоцию, на основе которой развиваются социальные чувства. Так, Т. Рибо, описывая феномен симпатии, разделяет его на два уровня. На низшем психофизиологическом уровне – это синергия (подражание двигательным стремлениям), а на более высоком – как синестезия («согласованность чувствований, переживаний, вызывающих сходные поступки»)[1]. Рибо отмечает сложный характер протекания эмпатического процесса, он не всегда сопровождается альтруистическим актом. Часто, когда люди видят переживания других, стремятся избавить себя от страданий и уходят от помощи.

В. Штерн тоже придерживался мнения о том, что симпатия является первичной эмоцией. Он разделяет «чувства к другим» (нежность, любовь) и «чувства с другими»» (сострадание, сорадость). Первые служат предпосылкой возникновения вторых. Только через сострадание к другим людям, через альтруистическое поведение, у ребенка может развиться чувство любви к близким.

С. Аш выделял два типа симпатии – сопереживание и сочувствие. Первое явление – это переживание сходной с объектом эмоции, оно эгоистично по природе и направлено на себя, так как переживание отрицательных эмоции нередко провоцирует реакцию избегания травмирующих ситуаций. При сочувствии же переживания субъекта и объекта не тождественны.

К. Роджерс предполагает, что находится в состоянии эмпатии – значит воспринимать внутренний мир другого точно, но без потери ощущения «как будто». И если этот важный оттенок «как будто» пропадает, то речь уже будет идти о «заражении» эмоцией другого человека и переживании ее в такой же степени.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Классификация психотипов личностей в рабочей группе
Социально-психологическая (неформальная) структура рабочей группы выступает как совокупность различных психотипов личностей. Существует множество критериев классификации личностей. Так, с точки зрения индивидуально-психологических данных ...

Психологическая характеристика общения
Есть только одна подлинная ценность - это связь человека с человеком. Антуан де Сент-Экзюпери. В российской педагогической энциклопедии дается следующее определение общения: общение - это взаимодействие двух или более людей с целью уста ...

Личностная адаптация
Сохранение здоровья и ощущение благополучия возможно лишь при достаточной адаптированности к социальной и природной среде, при непрерывно протекающих процессах адаптации. Подчеркнем принципиальное значение активности личности и соотношени ...