Общение со сверстниками и субкультура

Статьи по психологии » Роль общения в развитии личности подростка » Общение со сверстниками и субкультура

Страница 2

Обособленные группы сверстников в подростковом возрасте становятся более устойчивыми, отношения в них между детьми начинают подчиняться более строгим правилам. Сходство интересов и проблем, которые волнуют подростков, возможность открыто их обсуждать, не опасаясь быть осмеянным и находясь в равных отношениях с товарищами, - вот что делает атмосферу в таких группах более привлекательной для детей, чем сообщества взрослых людей. Наряду с непосредственным интересом друг к другу, который характерен для общения младших школьников, у подростков появляются два других вида отношений слабо или почти не представленные в ранние периоды их развития: товарищеские (начало подросткового возраста) и дружеские (конец подросткового возраста). В старшем подростковом возрасте у детей встречаются уже три разных вида взаимоотношений, отличающихся друг от друга по степени близости, содержанию и тем функциям, которые они выполняют в жизни.

Успехи в среде сверстников в отрочестве ценятся более всего. В подростковых объединениях в зависимости от общего уровня развития и воспитания стихийно формируются свои кодексы чести. Конечно, в целом нормы и правила заимствуются из отношений взрослых. Однако здесь пристально контролируется то, как каждый отстаивает свою честь, как осуществляются отношения с точки зрения равенства и свободы каждого. Здесь высоко ценятся верность, честность и караются предательство, измена, нарушение данного слова, эгоизм, жадность и т.п.

В чем же причина стремления подростков к неформальным группам? С одной стороны, принадлежность к группе дает поддержку еще довольно слабому «Я» подростка, заменяя его сильным «Мы». Таким образом, подросток ощущает иллюзию собственной силы. С другой стороны, она дает ему иллюзию свободы. Подростки, принадлежащие к подобным организациям, считают себя исключительно свободными людьми, независимыми от родителей и общества. Однако в реальности группами руководят сильные лидеры, стремящиеся подавить всех остальных членов. В связи с вопросом о неформальных группах необходимо рассмотреть и принадлежность к определенной неформальной группе. Так, сравнительное исследование уровня физической агрессивности последователей панк-рока («панков») и хип-хопа («реперы») показало, что у «реперов» он существенно выше, чем у «панков». И это понятно, так как панк-культура проповедует философию ненасилия, как в психическом, так и в физическом смысле. В целом, пока не ясно, что первично: личностные особенности или влияние неформальной группы, т.е. группа ли влияет на формирование личностных характеристик или же подростки с определенными характеристиками выбирают определенные группы, но принимать во внимание такую связь необходимо.

Далее обратимся к проблеме пространственной среды, в которой осуществляется общение подростков, - подростковой субкультуре. Существуют различные бытовые и научные точки зрения в отношении функций, социальной значимости подростковой субкультуры, ее роли в образовании асоциальных объединений. В неформальных подростковых объединениях формируется своеобразный сленг (англ. slang) или арго (фр.-Argo) - слова или выражения, употребляемые определенными возрастными группами, социальными прослойками. Речь подростков может быть сплошь сленговая, но может иметь в обороте 5-7 сленговых слов. Главное, что эти слова присутствуют в группе, являются ее достоянием, они преступают нормы обыденной этики, освобождают от нормативной пристойности и дают ощущение раскрепощения в диалоге. Подростки пользуются сленгом в классе, в спортивных группах, во дворах домов, а также в диффузных неформальных объединениях под сленговыми названиями (панки, металлисты, хиппи, фашисты и т.д.)

Современные подростки, не имея возможности осуществить антиповедение в социально приемлемых формах, проявляют его в повседневной жизни через использование матерной брани и других форм поведения, включающих, как правило, агрессивные действия.

Можно предположить, что через антиповедение осуществляется знакомство подростков с темной стороной своей личности, «тенью», что необходимо для достижения личностной целости. Однако подростковая субкультура не только способствует личностному развитию подростков, ее значение намного больше. Частичное отрицание, разрушение культурных норм и ценностей предупреждает культурную стагнацию, обеспечивает культурный прогресс общества в целом. Поэтому следует допустить некоторую ассоциативность подростковой субкультуры, тем более что чаще всего она носит временный характер, хотя, безусловно, в некоторых случаях может стать источником стойкого асоциального поведения. Но случаи эти определяются не самой культурой, а, прежде всего атмосферой семьи подростка и его личностными характеристиками[10, c. 34-38].

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Особенности формирования одиночества у лиц пожилого возраста
Ю. Б. Гарнавский предлагает весь период позднего возраста делить на отдельные группы: пожилой возраст (его еще называют инволюционным или предстарческим) – от 50 до 65 лет; старческий возраст - от 65 и выше (50; с.4) Е. С. Авербух, отечес ...

Адаптация к новым условиям жизни
При поступлении студента в вуз, происходят значительные изменения в условиях его жизни. Сформированный за 11 лет привычный уклад учебного процесса кардинально меняется и возникает необходимость мириться с произошедшими изменениями и привы ...

Отрицательное влияние современной популярной музыки на детскую психику
Ничто так не отличает нынешнее поколение, как его поглощенность музыкой. Огромное число молодых людей живет исключительно ею. Это их страсть. Ничто не возбуждает их так сильно. Они не способны всерьез воспринимать что-нибудь другое. В шко ...