Есть только одна подлинная ценность - это связь человека с человеком.
Антуан де Сент-Экзюпери.
В российской педагогической энциклопедии дается следующее определение общения: общение - это взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности.
Общение - один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка. Только в контакте со взрослыми людьми возможны усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества и реализация ими прирождённой возможности стать представителями человеческого рода.
В психологии при анализе общения выделяются его разные аспекты:
- «коммуникация» (обмен информацией между людьми),
- «социальная перцепция» (восприятие и понимание человека человеком),
- «интеракция» (взаимодействие).
Практически общение выступает как совокупность этих компонентов.
У человека существует самостоятельная потребность в общении, не сводимая к др. нуждам (в пище, тепле, безопасности, во впечатлениях, в активности и др.) потребность к познанию самого себя и др. людей, т. е. к оценке и самооценке. К 2,5 месяцам у детей можно констатировать оформление потребности в общении [23, c. 61-62].
Огромное значение межличностного общения объясняется важнейшими функциями, кoтopоe оно выполняет. Во-первых, в общении осуществляется обмен информацией между людьми. Информационно-коммуникативная функция в той или иной форме и степени связана со всеми формами деятельности людей.
Далее, общение выполняет так называемую регуляционно-коммуникативную функцию. В общении вырабатываются правила поведения, цели, средства, мотивы поведения, усваиваются его нормы, оцениваются поступки, складывается своеобразная иерархия ценностей, шкала социализации человека. Не удивительно, что именно в общении человек познает и переживает свою значимость. Поэтому его правильная направленность становится источником, одним из важнейших путей формирования человеческой личности.
Наконец, общение регулирует уровень эмоциональной напряженности, создает психологическую разрядку и в конечном счете формирует тот эмоциональный фон, на котором осуществляется наша деятельность, и который в немалой степени определяет само мироощущение. Эта функция общения в социальной психологии получила название аффективно-коммуникативной. В реальном общении все его функции органически сливаются, независимо от его формы. Даже в отдельном акте общения нередко все они присутствуют [26, c. 3-12].
Добрович, в своей книге «Воспитателю о психологии и психогигиене общения», задает своим читателям вопрос «для чего общаться?» и сам дает на него ответ: общение служит установлению общности между людьми, регулирует их совместную деятельность, является инструментом познания и основой сознания для отдельного человека (а ведь только благодаря этому возможно существование общественного сознания и культуры).И наконец, общение служит самоопределению личности, без чего человек выпал бы из совместной деятельности и оказался бы вне человечества - потерянным и беспомощным . Сказанного достаточно; сам вопрос «для чего общаться» есть проявление присущей нам привычки и тяги к общению .
Исходным моментом для исследования проблемы общения и обособления личности в обществе может служить известное положение К. Маркса: «Человек есть в самом буквальном смысле общественное животное, не только животное, которому свойственно общение, но животное, которое только в обществе и может обособляться».
Похожие публикации:
Детерминация возникновения девиаций в поведении подростков
Подростки от 14 до 18 лет составляют около 8% населения всей страны, однако на их долю приходится 16% регистрированных преступлений. За последнее десятилетие преступность выросла в 1,5 раза.
В 2008 году по данным КДН 2/3 совершенных прес ...
Потребность в удовлетворении, которая раньше давала работа
Отношения человека к работе на протяжении всей жизни влияет на его отношение к выходу на пенсию. Многие люди проводили за работой столько времени, что их самоуважение было неразрывно связано с их профессиональной деятельностью. Все, чем о ...
Внешность и ее влияние на развитие Я-концепции
Я-концепция
– это система обобщенных и относительно устойчивых представленный и переживаний человека, предметом которых является он сам.
Весомым источником развития самопредставлений субъекта являются размеры и форма его тела.
Познание ...
Навигация