Деловое общение и психодиагностика

Основы психологии » Деловое общение и психодиагностика

Страница 2

Малоформализованные методы дают возможность познакомиться с биографией человека и его жизненными ценностями, удовлетворенностью своим местом и ролью в коллективе. Лишь на первый взгляд этот метод прост, он требует особого мастерства расположить к себе людей, уметь задавать вопросы и определять степень искренности исследуемого.

Высокоформализованные методики — это тесты, анкеты, проективные методики и психофизиологические методики.

Показатели качества психодиагностических методик - надежность и валидность. Надежность показывает, насколько точно производится измерение и насколько можно доверять получаемым результатам, а валидность свидетельствует о том, пригодна ли методика для измерения определенных качеств и насколько она эффективна.

Несомненно, самые популярные методики в настоящее время — это тесты.

Что же такое тест? В психодиагностике тест — проба, испытание — это кратковременное, стандартизированное задание, позволяющее измерить уровень развития определенного психологического качества личности.

Существующее представление о доступности теста не соответствует действительности. Анализ результата теста предполагает наличие социально-психологической культуры, даже если определяются простейшие характеристики личности, объективно способствующие общению с людьми или достижению успеха. Тесты позволяют за короткое время получить индивидуально-психологические характеристики личности по определенным параметрам.

В зависимости от способов предъявления материала и испытуемых вспомогательных средств выделяют и различные типы тестов.

Различают тесты, выполняемые индивидуально и группой, устно и письменно, вербально и невербально.

Вербальные — это тесты, осуществляемые в словесно-логической форме. Невербальные тесты - представленные чертежами, графиками, картинками.

Различают тесты интеллекта, способностей и достижений, и личностные.

Современная деловая жизнь выдвигает задачи измерения различных по степени сложности переменных, характеризующих внутренний мир человека. Области применения как профессиональных, так и популярных психологических тестов можно обозначить так:

самопознание — тесты формируют объективную оценку личных и деловых качеств, корректируют стереотипы восприятия самого себя и других людей, определяют цели и средства профессионального роста;

оценка взаимоотношений с близкими — тесты позволяют оценить потребность в принадлежности и любви, чувствовать себя защищенным;

оценка психологических проблем коллектива — тесты позволяют определить степень конфликтности в коллективе, стиль руководства, анализировать производственные ситуации.

Для анализа психологической информации о партнере по общению необходимы теоретико-методологические знания психодиагностики и психологии, проявляющиеся как компетентность.

Люди, часто и много общающиеся с представителями разных социальных групп, разных возрастов, разных профессиональных групп, могут получить важную психологическую информацию о человеке, если обратят внимание на такие его особенности, как:

• избегает ли он смотреть в глаза при разговоре;

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Понятие маркетингового мышления
В этом разделе мы рассмотрим принципиальный момент в деятельности Человека Бизнеса, определяющий в конечном счете его способности к выживанию в этом виде деятельности и то, как далеко он способен продвинуться по длинной дороге от Предприн ...

Метод анализа продуктов деятельности
Важное место в изучении психики дошкольника занимает метод анализа продуктов деятельности, поскольку ни в каком другом возрасте деятельность ребенка не бывает столь разнообразна. Анализируются продукты изобразительной и конструктивной дея ...

Технологии убеждения в деловом общении
Если исходить из понимания «деловой» ситуации, можно заметить, что она предполагает довольно широкий круг ситуаций, как в профессиональном общении, так и в повседневной жизни. Тем не менее, оно оказывается созвучным и современному пониман ...