Этому способствует и учет положений такого направления Асоциальной психологии как интеракццонизм.
Оно выражено в концепции символического интеракционизма (Т. Мид, А. Роуз, Г. Шибутани и др.), а также в теориях ролей (Т. Сорбин, Р. динтон, Э. Гоффман и др.) и референтных групп (Р. Мертон, Г. Хаймен, Т. Ньюком, М. Шериф и др.) 1.
Во всех случаях речь Идет о взаимодействии людей, что и выражает понятие "интеракция".
Символический интеракционизм принимает за исходные акты общения между людьми соответствующие символы или "значимые действия", в качестве которых могут выступать вербальные (словесные) и невербальные средства общения (коммуникации), в том числе мимика, визуальные контакты, интонации голоса, жесты, другие движения и действия. Данные символы опосредуют общение людей, в том числе партнеров по деловому общению, выражают их мысли и чувства. Символическая коммуникация предстает как "конструирующее начало человеческой психики".
Другие представители интеракционизма сводят межличностное общение людей к реализации их социальных ролей. Этим, по их мнению, определяется содержание и направленность общения социальных субъектов. При этом "роль" трактуется как "динамический аспект статуса", "осуществление прав и обязанностей, связанных с данным статусом" и т.п. Указывается на активные и латентные (скрытые) роли, а также на адекватное восприятие и выполнение человеком той или иной роли.
Теория референтных групп обосновывает ориентацию человека на разного рода "группы лиц, мнение которых для него значимо».
Эта ориентация во многом определяет характер его поведения и деятельности. Указывается на позитивные и негативные референтные группы. Первые принимаются человеком, вызывают у него стремление быть принятым ими. Членом вторых групп он не хочет себя считать, они отвергаются им, вызывают у него стремление выступить против них.
Значит, чтобы предвидеть и понять возможные проявления социальной активности того или иного человека, надо, в частности, знать природу и социальную направленность тех групп, на которые он ориентируется.
Надо сказать, что современные зарубежные и отечественные авторы, исследующие проблемы психологии и этики делового общения,
опираются на достижения современной общей и социальной психологии, в том числе рассмотренные выше. Решая свои задачи, они осмысливают соответствующие положения бихевиоризма и психоанализа, гештальтпсихологии и теории поля, интеракционизма и так называемой гуманистической психологии, обосновывающей психологическую направленность человека на развитие своих способностей и самовыражение.
И не только осмысливают, но и исходят из них.
Этим и следует объяснить интерес к основным этапам развития и современным направлениям общей и социальной психологии тех, кто разрабатывает проблемы такой прикладной дисциплины, как психология и этика делового общения.
Похожие публикации:
Самоопределение при формировании идентичности в подростковом возрасте
Усиление личностного подхода в психологии привело к обогащению ее языка понятиями, отражающими те аспекты сферы развития личности, которые ранее оставались за рамками психологического анализа. К таким понятиям, помимо уже рассмотренных по ...
Основные противоречия в теории Декарта
Рене Декарт (1596-1650) попытался дать философско-теоретическое решение тех проблем, которые постоянно вставали перед Галилеем, но которых последний, как мы видели в предыдущей главе, не в состоянии был разрешить, то и дело впадая в проти ...
Вербальные средства общения
Как бы ни были важны чувства, эмоции, отношения людей, но деловое общение предполагает не только и не столько передачу эмоциональных состояний сколько передачу информации.
Содержание информации передается при помощи языка, т.е. принимает ...
Навигация