В чем состоят два философских понимания психики

Статьи по психологии » Основные понятия психологии » В чем состоят два философских понимания психики

Страница 1

Психика есть свойство высокоорганизованной материи, субъективное отражение объективного мира, необходимое человеку (или животному) для активной деятельности и управления своим поведением.

Психика - субъективный внутренний мир человека, опосредующий взаимодействие человека с внешним миром. Две основные формы проявления психики.

Во-первых - психические явления. Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего опыта, т.е. мысли чувства, образы, желания человека, которые непосредственно представлены субъекту. Это означает, что мы не только мыслим, чувствуем, видим, но и знаем, что видим, чувствуем, мыслим. Психические процессы не только происходят в нас, но также непосредственно нам открываются.

Во-вторых, психика проявляется, обнаруживает свои свойства через психологические факты. Это факты поведения, неосозноваемые психические процессы, психосоматические явления. Продукты деятельности людей и продукты материальной и духовной культуры.

Знания о психических явлениях и психологических фактах используются психологией для изучения психики - ее свойств, функций и закономерностей.

По каким критериям классифицируют отрасли психологии?

Психология, по классификации Б.М. Кедрова, находится на стыке трех дисциплин: естественных, социальных и философских. Как и любое развивающиеся явление, психология постоянно изменяется: появляются новые направления поиска. Проблемы, реализуются новые проекты. Это в свою очередь приводит к возникновению новых отраслей психологии. Общим для всех отраслей психологии остается то, что все они изучают факты, закономерности и механизмы психики в различных условиях и на разном уровне развития. Ядром современной психологии является общая психология. Общая психология является фундаментальной основой развития всех отраслей и разделов психологической науки.

Отрасли психологии классифицируют и различают по нескольким критериям.

1. Конкретная деятельность: психология труда, педагогическая психология. Психология спорта, психология искусства, медицинская психология.

Психология труда изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, исследует профессиональные особенности человека, закономерности развития трудовых навыков, влияние условий на деятельность. Психология труда имеет ряд разделов: инженерная, авиационная, космическая психология.

Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача на поведение больного. К медицинской психологии относятся разделы, как нейропсихология (проблема нарушений психики с мозговыми поражениями), психофармакология, психотерапия.

Юридическая психология рассматривает психологические вопросы, связанные с реализацией системы права. Она подразделяется на судебную психологию, криминальную и исправительно-трудовую психологию.

2. Критерий развития: психология развития, возрастная психология, психология аномального развития, сравнительная психология.

Возрастная психология изучает различные психологические процессы и качества развивающегося человека, возрастные возможности усвоения знаний. Факторы развития дичности и характерные особенности каждого возраста. Эта область психологии делится на детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека и геронтопсихологию.

Психология аномального развития изучает различные отклонения в развитии психики человека. В ней существуют области патопсихологии, олигофренопсихологии, сурдопсихологии.

Сравнительная психология изучает и сопоставляет психику животных и человека, причины существующих сходств и различий Одним из разделов является зоопсихология.

3. Критерий отношений личности и общества: социальная психология.

Социальная психология изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах.

Социально-психологические явления в больших группах. Проблемы массовой коммуникации, механизмы воздействия СМИ на различные общности людей, проблемы психологии классов, наций, общественных настроений.

Социально-психологические явления в малых группах. Проблемы психологической совместимости, межличностные отношения в группах, степень сплоченности группы, ценностные ориентации в группе лидерства.

Социальная психология личности. Направленность личности, самооценка, психологическая устойчивость личности и внушаемость, социальные установки личности.

В последние годы интенсивно развивается практическая психология. Увеличивается потребность в психотерапевтах и психологах-консультантах.

Житейские психологические знания, почерпнутые из общественного и личного опыта, образуют донаучные психологические знания. С возникновением человеческого общества возникает и психология. Таким образом, психология -это прежде всего, познание другого человека и самого себя в процессах деятельности и взаимного общения людей. Потребности практического взаимодействия вынуждали людей различать скрытые за внешним поведением, психические процессы. За поступком всегда усматривались намерения, мотивы, которыми руководствовался человек, за реакцией на то или иное событие-особенности характера. Поэтому за долго до того, как психические процессы, свойства, состояния стали предметом научного анализа, накапливалось житейское психологическое знание людей друг о друге.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Формы тревожности
Под формой тревожности понимается особое сочетание характера переживания, осознания, вербального и невербального выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности. Форма тревожности проявляется в стихийно складывающих способах ...

Игровой мир
Прежде чем описывать особенности психики игрока, ставшие заметными благодаря Игровым Мирам, стоит уточнить смысл основных используемых понятий. Их два: «сознание» и «бессознательное». Сложно сказать, что такое сознание: сейчас у психологи ...

Личностная адаптация
Сохранение здоровья и ощущение благополучия возможно лишь при достаточной адаптированности к социальной и природной среде, при непрерывно протекающих процессах адаптации. Подчеркнем принципиальное значение активности личности и соотношени ...