Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.
Конец раннего детства знаменуется появлением у ребенка феномена "Я", когда он начинает называть себя не по имени, а местоимением "Я". К трем годам у ребенка возникает большое стремление к самостоятельности, что выражается в настойчивом "Я сам" и "Я хочу". Внешне кризис трех лет проявляется несколькими важными симптомами. Л.С. Выгодский обозначает их как "семизвездие симптомов" этого возрастного критического периода:
1. Негативизм - отрицательная реакция и отказ от выполнения определенных требований взрослых.
2. Упрямство - реакция на свое собственное решение, которая заключается в настойчивом требовании его выполнения.
3. Строптивость - протест против порядков, которые существуют дома.
4. Своеволие - реакция эмансипации от взрослого.
5. Обесценивание взрослых - выражается в нередких заявлениях в адрес взрослого, что он "дурак" или "пьяница" и при этом совершенно не важно то, что его родитель умница и совершенно не пьет вино.
6. Протест-бунт - проявляется в частых ссорах с родителями.
7. Стремление к деспотизму - проявляется в желании властвовать и управлять поведением взрослых [3]
В результате кризиса 3-х лет происходит психологическое отделение ребенка от взрослого, что создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. Ребенок выходит за пределы своего семейного круга и установленных отношений с миром взрослых людей. Центром социальной ситуации является взрослый как носитель общественной функции (взрослый - мама, врач и т.д.). В тоже время ребенок не в состоянии реально участвовать в жизни взрослых. Данное противоречие разрешается в игре, как в ведущей деятельности. Это единственная деятельность, которая позволяет смоделировать жизнь взрослых и действовать в ней.
Межличностные отношения (взаимоотношения) - это многообразная и относительно устойчивая система избирательных, осознанных и эмоционально переживаемых связей между членами контактной группы. Несмотря на то, что межличностные отношения актуализируются в общении и в большей своей части в поступках людей, сама реальность их существования значительно шире. Выражаясь образно, межличностные отношения можно уподобить айсбергу, у которого лишь надводная его часть предстает в поведенческих аспектах личности, а другая, подводная часть, большая, чем надводная, остается скрытой.
Рассмотрение феномена детских отношений, на фоне которых развертывается конфликт, позволяет перейти к его описанию и анализу. Межличностные отношения дошкольников очень сложны, противоречивы, нередко с трудом интерпретируются.
Общение с детьми - необходимое условие психологического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важную роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей в группе детского сада. Дети все имеют разный характер.
В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики все большее значение придается детской коллективной деятельности на занятиях, как средству нравственного воспитания. Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий. Участвуя в совместной деятельности, ребенок учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результат. [7]
Похожие публикации:
Личностные особенности подростков
10 лет - ребенок. Уравновешен, доверчив, ровен с родителями, мало заботится о внешности, легко воспринимает жизнь.
11 лет - ребенок. Импульсивен, частая смена настроения, бунт против родителей, ссоры со сверстниками.
12 лет - ребенок. В ...
Структура психологического воздействия
В настоящее время существуют различные модели диалога, анализа речевых стратегий и классификации речевых действий. Грамматика диалога предлагается как еще один способ описания диалога, ориентированный на его социально-коммуникативную прир ...
Понятие и структура готовности к деятельности в экстремальных ситуациях
В числе структурных составляющих деятельности человека одним из основных является фактор психологической готовности. Психологическая готовность человека к деятельности как бы аккумулирует в себе все необходимые и достаточные для успешного ...
Навигация