Особенности мотивационной сферы в дошкольном возрасте

Статьи по психологии » Мотивы поведения дошкольников » Особенности мотивационной сферы в дошкольном возрасте

Страница 1

Дошкольный период является одним из интереснейших в плане становления и развития мотивационной сферы личности. Мотивы поведения детей с одной стороны крайне просты и наивны, с другой - обладают скрытыми, неосознанными характеристиками, обусловленными прежде всего семейным воспитанием. Кроме того, дошкольный возраст, является подготовительным этапом перед поступлением ребенка в школу [7],[8],[21].

Очевидно, что степень сформированности различных мотивов поведения, сложившихся на этот момент, будет обуславливать не только успешность обучения, но и специфику взаимоотношений в новом социальном окружении, а также косвенно отразиться на успешности человека в будущей жизни.

Ввиду этого представляется важным обращение внимания на особенности развития мотивации в дошкольном возрасте. Ведь если расширить понятие учения либо обучения, то под него будет подпадать все то, чему человек научается в процессе своей жизни с момента рождения.

Таким образом, более успешное освоение тех или иных сфер деятельности, поведения и т.п., будет характеризоваться более сильной мотивации достижения в этих сферах.

Все авторы, изучавшие развитие мотивационной сферы в детском возрасте, указывают на интенсивность ее развития в этот период. Поведение младшего ребенка еще мало чем отличается от поведения детей раннего возраста: он действует большей частью под влиянием ситуативных эмоций и желаний, вызываемых самыми разными причинами. Кроме того, совершая тот или иной поступок, он не отдает себе ясного отчета, зачем, почему он его совершает, ему трудно объяснить, мотивировать свое поведение. Поступки же, отношения к окружающему старших детей — более осознанны. Разные мотивы побуждают детей разного детского возраста к выполнению одного и того же действия. Так, например, трехлетний ребенок моет игрушки, «стирает», чтобы поплескаться в воде, поиграть с пеной, шестилетний — чтобы вещи стали чистыми, чтобы помочь маме.

К числу новообразований в мотивационной сфере ребенка относится и проявление новых, типичных для детского возраста мотивов. Среди них — мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением быть похожими на них. Это стремление походить на взрослых нередко успешно используют родители, воспитатели в своей работе с детьми («Ты ведь большой, Андрей, а большие обуваются сами»; «Молодцы, все шагаем красиво, легко, как настоящие физкультурники»)[7,c.254].

Среди значимых для детей мотивов и интерес их к содержанию и процессу новых, осваиваемых ими видов деятельности, в первую очередь к игре. Игровые мотивы, как правило, переплетаются у ребенка со стремлением быть похожим на взрослых. Другая важная группа мотивов, которой руководствуются дети, — установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми. Стремление к положительным взаимоотношениям со взрослыми в семье, в детском саду делают ребенка особенно чувствительным к их оценке, мнению, вызывают желание выполнить их требования, правила, устанавливаемые ими. Большое значение для ребенка в детский период начинает приобретать такая подструктура его личностной микросреды, как «ребенок — ребенок». Положение ребенка, эмоциональный климат в его группе в большой степени теперь уже определяются и отношением к нему сверстников. Дети стремятся завоевать симпатию, «благосклонность» тех, кто им нравится, кто пользуется популярностью.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Табулирование и представление диагностических данных
Воспользуемся учебным пособием Максимова В.Г. и кратко изложим, какие методы существуют для представления диагностических данных. Табулирование – составление математических таблиц, задание функций в виде таблиц.[9]. Для анализа и интерп ...

Семья и психологическая совместимость супругов как объект изучения в социальной психологии
Семья как элементарная единица общественной структуры давно стала объектом исследователей научных дисциплин. Еще в конце XIX века были опубликованы первые научные труды, посвященные историческому анализу возникновения института семьи. В н ...

Этапы развития стресса
Любой раздражитель, вызывающий стрессовую реакцию, должен вначале быть воспринят (хотя и не обязательно осознанно) сенсорными рецепторами периферической нервной системы. Восприняв это раздражение, рецепторы посылают импульсы по сенсорным ...