Логотерапия

Основателем логотерапии (от греческого «logos» – слово и therapeia – забота, уход, лечение) является В. Франкл. В данном направлении рассматривается смысл человеческого существования и осуществляется поиск этого смысла. Согласно взглядам Франкла стремление человека к поиску и реализации смысла жизни является врожденной мотивационной тенденцией, присущей всем людям, и основным двигателем поведения и развития личности. Франкл считал «стремление к смыслу» противоположным «стремлению к удовольствиям»: «Человеку требуется не состояние равновесия, покоя, а борьба за какую-либо цель, достойную его».

В. Франкл считает человека творцом, всю жизнь созидающим свою духовность. Человеческие поступки он делит на 3 типа:

1. способствующие созданию духовной личности.

2. разрушающие духовность.

3. безразличные по отношению к духовности.

В основе подхода к личности В. Франкла три основные понятия: «свобода воли», «воля к смыслу» и «смысл жизни». По В. Франклу, вопрос о смысле жизни естественен для современного нормального человека. И именно то, что человек не стремится к его обретению, не видит путей, к этому ведущих, выступает основной причиной психологических трудностей и негативных переживаний типа ощущения бессмысленности, никчемности жизни. Главным репятствием оказывается центрация человека на самом себе, неумение выйти за пределы себя, к другому человеку или к смыслу. Смысл, по В. Франклу, существует объективно в каждом моменте жизни, в том числе и в самом трагическом. Психолог не может дать человеку этот смысл, у каждого он свой. Но психолог в силах помочь клиенту его осознать. [10] Следовательно, задачей логотерапии выступает помощь человеку в обретении смысла жизни. Уникальный смысл жизни может быть найден человеком в одной из трех сфер:

– творчестве;

– эмоциональных переживаниях;

– сознательном принятии тех обстоятельств, которые человек не в состоянии изменить.

Ценности – это смысловые универсалии, являющиеся результатом обобщения типичных ситуаций в жизни общества.

Основные положения логотерапии:

– человек не может нормально жить, если его жизнь становится бессмысленной, он теряет покой до тех пор, пока вновь не обретет цель и смысл своей жизни.

– смысл жизни не может быть дан человеку извне, предложен или навязан. Он должен найти его вполне самостоятельно. [10]

Техники

Для того чтобы помочь человеку в решении его проблем, Франкл предлагает два основных метода:

– метод дерефлексии;

– метод парадоксальной интенции (намерение).

1. Метод дерефлексии означает снятие излишнего самоконтроля, размышление о собственных сложностях-то, что в обиходе называется самокопанием.

2. Метод парадоксальной интенции предполагает, что психолог вдохновляет клиента именно на то, чего тот старается избежать. При этом активно используются различные проявления юмора. Этот метод используется в коррекционной работе со страхами.

3. Персональное осмысление жизни. Прием заключается в том, чтобы человеку, утратившему смысл жизни, сказать, показать, что он нужен другому человеку, что жизнь без него теряет для этого человека смысл.

4. «Сократовский диалог». Задача данного приема – вовлечение клиента в сотрудничество и расширение сферы его сознания. Психолог постепенно, шаг за шагом, подводит клиента к запланированному выводу. В основе данного процесса лежит логическая аргументация, составляющая ядро приема. Во время беседы психолог формулирует вопросы таким образом, чтобы клиент давал максимальное количество положительных ответов. Таким образом, клиент подводится к принятию суждения, которое ранее не принималось, было мало понятным или неизвестным. [10]

Похожие публикации:

Психологическое понимание Эго-идентичности и сущностные отличия между Эго-психологией и психоанализом
Американский психолог Эрик Эриксон обосновал Я-концепцию через формат Эго-идентичности. Последняя является важным продуктом соответствующей культуры. Источник Эго-идентичности содержится в целостно значимом достижении человека. Отождествл ...

Переговоры
Из всех способов преодоления противоборства сторон переговоры между ними являются наиболее эффективным. Для них характерно то, что стороны пытаются добиться хотя бы части желаемого, пойти на определенные компромиссы. Для того чтобы перего ...

Адаптация к новым условиям жизни
При поступлении студента в вуз, происходят значительные изменения в условиях его жизни. Сформированный за 11 лет привычный уклад учебного процесса кардинально меняется и возникает необходимость мириться с произошедшими изменениями и привы ...