Теория личности З. Фрейда

Статьи по психологии » Теория личности З. Фрейда

Одним из существенных аспектов неуклонного вхождения психологии в современную науку является изучение ею личности человека. Основная цель сегодняшней психологии личности – объяснить с позиций науки, почему люди ведут себя так, а не иначе.

Во второй половине ХIХ века, когда психология выделилась как отдельная наука, главной ее целью стало раскрытие основных элементов человеческой психики методом интроспекции в лабораторных условиях. В этом направлении начала работать первая в то время лаборатория, возглавляемая В. Вундтом. В качестве основной задачи психологии Вундт выдвигал разложение процессов сознания на основополагающие элементы и изучение закономерных связей между ними. Именно поэтому появление радикально иного подхода к изучению людей, разработанного молодым венским врачом Зигмундом Фрейдом, вызвало ошеломляющий эффект. Вместо того, чтобы ставить в центр психической жизни человека сознание, Фрейд сравнил ее с айсбергом, ничтожно малая часть которого выступает над поверхностью воды. В противоположность господствовавшему в ХIХ веке взгляду на человека как на существо разумное и осознающее свое поведение, он выдвинул иную теорию: люди находятся в состоянии беспрестанного конфликта, истоки которого лежат в другой, более обширной сфере психической жизни – в неосознаваемых побуждениях.

Почему же теория личности З. Фрейда не теряет актуальности и в наше время?

Среди психологов ХХ века доктору Зигмунду Фрейду принадлежит особое место. С тех пор, как его первый труд «Толкование сновидений» увидел свет в 1900 году, в психологии восходили, сменяя друг друга, различные научные авторитеты. Но ни один из них не вызывает поныне такой негаснущий интерес, как Фрейд, как его теория. Объясняется это тем, что его работы, изменившие облик психологии в ХХ столетии, осветили коренные вопросы устройства внутреннего мира личности. Не ограничиваясь изучением и лечением невропатов, упорной работой по восстановлению их психического здоровья, Фрейд создал теорию, объяснявшую переживания и поведение не только больного, но и здорового человека. Эта теория приобрела в странах Запада столь великую популярность, что многие там и в наши дни убеждены, что «психология – это и есть Фрейд». Фрейдовская теория во многих зарубежных странах прочно вошла в учебники не только по психологии, психотерапии, психиатрии; она также оказала влияние и на другие науки о человеке – социологию, педагогику, антропологию, этнографию, а также на искусство и литературу.

Фрейд одним из первых представил психику человека как вечное противостояние между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания. Его психоаналитическая теория служит примером психодинамического подхода. Понятие динамики в его теории подразумевает, что поведение человека полностью детерминировано, и бессознательные психические процессы имеют большое значение в регуляции поведения человека. Его теория является первой развернутой теорией личности.

Трудно дать оценку современным теориям личности, не отдав должного признания теории Фрейда. Независимо от того, принимаем мы или отвергаем какие-то (или все) его идеи, невозможно оспорить тот факт, что влияние Фрейда на западную цивилизацию было глубоким и прочным. Можно утверждать, что во всей истории человечества очень немногие идеи оказали столь широкое и мощное воздействие. Это, конечно, сильное утверждение, но трудно представить, что у Фрейда найдется много конкурентов. Его взгляд на природу человека нанес ощутимый удар господствовавшим в то время представлениям викторианского общества; он предложил трудный, но притягательный путь к достижению понимания таких аспектов психической жизни человека, которые считались темными, скрытыми и, по-видимому, недоступными.

Главной целью данной работы является изучение основных положений теории личности З. Фрейда. Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

ü Изучить основные концепции, принципы, а также предпосылки возникновения психоанализа как основы теории личности;

ü Рассмотреть основные стадии развития личности;

ü Дать представление о топографической модели уровней психики;

ü Дать представление о структурной модели личности, охарактеризовав основные элементы и взаимосвязь между ними;

ü Рассмотреть защитные психические механизмы как средство смягчения и подавления конфликтов, постоянно возникающих между уровнями личности.

Данная работа состоит из двух глав. В первой главе представлены предпосылки возникновения психоанализа, его основные концепции и принципы, также предлагается краткая биография основоположника психоаналитического учения – Зигмунда Фрейда. Во второй главе изложены основные положения психодинамической теории личности.

Похожие публикации:

Мышление и творчество
Мышление тесным образом связано с творчеством, однако творческие и мыслительные процессы нельзя отождествлять. Мышление является одним из видов познания, творчество же в свою очередь возможно не только в сфере познания, но и, например, в ...

Восприятие и понимание сюжета картин детьми с нарушениями слуха
Особенности восприятия и понимание сюжета картин у детей с нарушениями слуха дошкольного и младшего школьного возраста. Н. В. Яшкова исследовала восприятие и понимание сюжета картин у детей с нарушениями слуха младшего школьного возраста ...

Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения
Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факто ...